Вильгельм стейниц. Биография вильгельма стейниц Карьера и успех

сайт информационно-развлекательно-образовательный сайт для любых возрастов и категорий интернет пользователей. Здесь и дети, и взрослые с пользой проведут время, смогут повысить свой уровень образования, прочесть любопытные жизнеописания великих и известных в разных эпохах людей, посмотреть фотоматериалы и видео из частной сферы и общественной жизни популярных и именитых личностей. Биографии талантливых актеров, политиков, ученых, первооткрывателей. Мы представим Вам с творчество, художников и поэтов, музыку гениальных композиторов и песни знаменитых исполнителей. Сценаристы, режиссеры, космонавты, физики-ядерщики, биологи, атлеты – множество достойных людей, оставивших отпечаток во времени, истории и развитии человечества собраны воедино на наших страницах.
На сайт Вы узнаете малоизвестные сведения из судеб знаменитостей; свежие новости из культурной и научной деятельности, семейной и личной жизни звезд; достоверные факты биографии выдающихся жителей планеты. Все сведения удобно систематизированы. Материал подан в простом и понятном, легком для чтения и интересно оформленном виде. Мы постарались, чтоб наши посетители получали здесь необходимую информацию с удовольствием и большим интересом.

Когда хочется узнать подробности из биографии известных людей, нередко начинаешь выискивать информацию из множества справочников и статей, разбросанных по всему интернету. Теперь, для Вашего удобства, все факты и наиболее полные сведения из жизни интересных и публичных людей собраны в одном месте.
сайт подробно расскажет о биографии знаменитых людей оставивших свой отпечаток в человеческой истории, как в глубокой древности, так и в нашем современном мире. Тут можно больше узнать о жизни, творчестве, привычках, окружении и семье Вашего любимого кумира. Об истории успеха ярких и неординарных людей. О великих ученых и политиках. Школьники и студенты почерпнут на нашем ресурсе необходимый и актуальный материал из биографии великих людей для различных докладов, рефератов и курсовых.
Узнавать биографии интересных людей, которые заслужили признание человечества, занятие часто очень увлекательное, так как истории их судеб захватывают не меньше иных художественных произведений. Для кого-то такое чтение может послужить сильным толчком для собственных свершений, даст веру в себя, поможет справиться с непростой ситуацией. Встречаются даже заявления, что при изучении историй успеха других людей, в человеке помимо мотивации к действию, проявляются и лидерские качества, укрепляется сила духа и упорство в достижении целей.
Интересно почитать и размещенные у нас биография богатых людей, чья стойкость на пути к успеху достойна подражания и уважения. Громкие имена прошлых столетий и нынешних дней всегда будут вызывать любопытство историков и обычных людей. А мы поставили своей целью удовлетворить такой интерес в полной мере. Хотите блеснуть эрудицией, готовите тематический материал или просто интересно узнать все об исторической личности – заходите на сайт.
Любители почитать биографии людей могут перенять их жизненный опыт, научиться на чьих-то ошибках, сравнить себя с поэтами, художниками, учеными, сделать важные для себя выводы, самосовершенствоваться, используя опыт неординарной личности.
Изучая биографии успешных людей, читатель узнает, как были сделаны великие открытия и достижения, давшие шанс человечеству взойти на новую ступень в своем развитии. Какие препятствия и сложности пришлось преодолеть многим известным людям искусства или ученым, знаменитым врачам и исследователям, бизнесменам и правителям.
А как увлекательно окунуться в историю жизни какого-либо путешественника или первооткрывателя, представить себя в качестве полководца или бедного художника, узнать историю любви великого правителя и познакомиться с семьей давнего кумира.
Биографии интересных людей у нас на сайте удобно структурированы так, чтоб посетителям не составляло труда найти в базе сведения о любом нужном человеке. Наша команда стремилась к тому, чтоб Вам понравилась и простая, интуитивно ясная навигация, и легкий, интересный стиль написания статей, и оригинальный дизайн страниц.

Добрый вечер!

(Матч между Стейницем (справа) и Андерсеном (Лондон, 1866). Победителя двух международных турниров (1851, 1862) считали фаворитом)

Продолжая рассказ о сравнительно молодом Стейнице, мне бы хотелось остановиться на периоде, который был чем то - вроде переходных в его шахматном мировоззрении. Т.е. стать апологетом сухой и расчётливой позиционной школы, из яркого тактика «а-ля Андерсен»- это однозначно не «решение двух дней».

Напомню, что заняв в 1862 году достойное, но не чемпионское 6 место во 2-ом лондонском международном турнире, Вильгельм остался жить в Лондоне.

Пожалуй, этот переезд сыграл важную роль, в генерации будущей «теории Стейница». Тут дело вот в чём.

Австро-немецкая шахматная школа, в ней доминировали преимущественно игроки остро-атакующего (староитальянского стиля). Фамилии лучших - Фалькбеер, Альгайер, Гампе… эти фамилии встречаются исключительно в монографиях по острейшим гамбитам.

Переехав из Вены в Лондон, Стейниц обнаружил более спокойную и планомерную игру английских шахматистов… т.е. подметил совсем альтернативный путь к победам, так сказать без лишних «шумовых эффектов».

Он нашёл для себя интересным заняться исследованием лучших партий игранных и в том и в другом стиле. Т.е. поставил для себя задачу найти свой оптимальный путь на основе лучшего от всех… как-то его описать для себя и сформулировать.

Кроме того, его интриговал Морфи. Всё таки он разбил Андерсена очень уверенно. При этом играл и не как осмотрительные англичане, и ни как Андересен…
Этот подход к игре Морфи, казался ему самым лучшим. Он оценил, что Морфи не шёл на атаку любой ценой, и не возражал против эндшпилей, если в них его ПОЗИЦИОННОЕ преимущество было значительно.

Ещё очень немаловажный момент, именно начиная со Стейница- можно говорить, что искусство защиты, и вера в возможности обороны- были поставлены на равных с умением атаковать!!!

Анализируя партии матча Морфи - Андерсен, он призадумался, что даже пусть Морфи - «маг и волшебник шахмат», но он и проигрывал! А это значит, что возможно задать такие условия, при которых «волшебникам» вроде Андерсена или Морфи- не проигрывать. Вот просто не проигрывать!

Словом это всё было не за два дня, но в период с 1862 по 1866 год (матч против Андерсена)- у Стейница уже была уверенность, что шахматная игра подчинена определённым законам, и что какие-то признаки становятся определяющими в позиции.
Такие доминирующие над остальными признаки- позволяют резко сузить рассмотрение второстепенного в партии, что бы выработать наиболее сильный план действий.

Матч 1866 года против Адольфа Андерсена, походил необычайно жёстко и интересно! Из 14 партий- ни одна не завершилась вничью!!! При этом ход поединка был драматичным и спортивно-зрелищным.

Что было интересно, это был первый матч, в котором игра шла с временным регламентом!
Традиционных шахматных часов ещё не было, но судья отслеживал норму- 2 часа на 20 ходов…

Вот его краткая хронология этого матчевого поединка по партиям:

1) Андерсен начал матч со своего коронного гамбита Эванса и открыл счёт 1-0

2) В ответной своей белой партии Стейниц играл не менее дерзким гамбитом Сальвио
(1.e4 e5 2.f4 e:f4 3.Kf3 g5 4.Cc4 g4 5.Ke5 Фh4+ 6.Kpf1 Kh6 7.d4), и счёт сравнялся-1:1

3) Неизвестно какого-рода проблемы испытывал в этот момент Андерсен (может быть давило заявление до начала матча, что Стейниц не выиграет ни одной партии), но он откровенно «поплыл». Он дважды проиграл в гамбите Эванса белыми, и один раз повторно в гамбите Сальвио. Счёт стал с серьёзным отрывом 30 летнего Стейница - 4:1!

3) В 6-ой партии, Андерсен прибегнул чёрными к Сицилианской защите и добился непростой и затяжной победы- 2:4

4) Видимо на волне этого успеха, вслед за этой победы Адольф побеждает ещё в 3-х партиях подряд!!! Дважды белыми в Эванса и один раз (наконец таки!) чёрными в Сальвио. И вновь выходит вперёд! 4:5 ! Многие болельщики в этот момент посчитали, что Стейниц как противник убит психологически, но и здесь и в последующих матчах сказался фактор Стейница- он прекрасно играл концовки матчей!

5) Следующие две партии побеждает вновь Стейниц (в обоих гамбитах), а в 12 партии Андерсен повторно применяет Сицилианскую защиту и побеждая сравнивает счёт!
6:6! Упорнейшая борьба в матче до 8 побед, без учёта ничьих…

И вот следующая тринадцатая партия стала переломной, не только в матче, но и возможно в концепции игры самого Стейница вообще!

Проиграв эту необычную для себя партию Андерсен, растерялся и вслед за ней проиграл ещё и 14-ю последнюю партию. В тринадцатой он увидел принципиально иного, гораздо более сильного противника, чем тот с которым он играл до этого 12 партий здесь и две на турнире 1862 года…

Стейниц и вправду до этой партии играл сам как Андерсен, в этой партии, он чёрными не только не дал сопернику шансов на успех, но и продемонстрировал небывалую рациональность и поступательность в игре.

Именно эту партию «переходного" Стейница, я бы и хотел Вам сегодня представить!

Андерсен - Стейниц
(1866 год, матч/ 13 партия, Лондон)

Испанская партия.

1.e4 e5 2.Kf3 Kc6 3.Cb5 Kf6 4.d3 d6

Диаграмма №1

Последний ход чёрных- подчёркнутая сдержанность и ставка в игре на прочное построение, гарантирующее отсутствие кризиса в дебюте.

5.С:с6 ?! b:c6 6.h3

Диаграмма №2

Приведу интересную цитату от Эм.Ласкера по поводу хода h3 в исполнении Андерсена:
«Белые тратят темп на защиту от Cg4 (Андерсен напрасно полагает, что конь сильнее слона), и как мы увидим дальше, ослабляет свою пешечную фалангу. Возможно течение этой партии побудило в Стейнице мысли, составившие потом основу учения о пешечной фаланге».

6… g6!?
Этот интересный ход и план связанный с последовавшим в партии пешечным штурмом на королевском фланге, стал прообразом метода игры чёрных в современных схемах староиндийской защиты или Английского начала.

Слон развивается именно на g7, где ему предназначена не совсем традиционная функция для слонов. О ней немного расскажу, т.к. это действительно нужно понять.

Расположив вроде бы в замкнутое положение слона g7, чёрные намерены использовать его для улучшенного наблюдения за центром, который белые будут пытаться открыть ходом d3-d4, а заодно что бы он замещал пешки и прикрывал короля чёрных… намечен реальный пешечный штурм ослабленной ходом h2-h3 рокировки белых- путём надвижения пешек g и f. А при случаи подключится и третья пешка h. Такие рискованные фланговые операции возможны лишь при очень стабильном и желательно закрытом центре.
Слон на g7- призван бороться против вскрытия центра белыми.

7.Kc3 Cg7 8.0-0 0-0 9.Cg5 ?!

Диаграмма №3

Снова не сильнейший подход к позиции.

Белым совершенно не следовало «провоцировать» чёрных на полезный для наступления пешек королевского фланга ход h7-h6. Лучше было 9.Сe3

9… h6 10.Ce3 c5

Диаграмма №4

Чёрных интересует полная заморозка активности в центре. Полная стабильность. В этих условиях пешечный штурм пройдёт без риска собственному королю.

11.Лb1 Ke8
Диаграмма №5

Нельзя сказать, что в этой партии Андерсен сидел сложа руки и за это справедливо поплатился. Нет. Он готовит важное для получения контригры продвижение пешки b, с целью открыт линии ферзевого фланга и устранить пешку с5 от контроля над полем d4.

Просто шансы на успех ввиду более сильного плана у чёрных выше. Сейчас Стейниц готовит проведение f7-f5 и начнётся пешечное наступление на королевском фланге. Вслед за пешками направятся и чёрные фигуры…

Ближайшая игра строится у соперников ровно в этом ключе.

12.b4 c:b4 13.Л:b4 c5!
Диаграмма №6

Обратите внимание! Все ходы начиная с 6… g7-g6 у Стейница вписаны в единый стратегический план. Он намерен использовать ослабление h2-h3 пешечным штурмом, для его осуществление он борется против самой главного возражения соперника - взрыв в центре! Поэтому он не считается с ослаблением поля d5, для него важнее центр держать «на замке».

14.Ла4
Опасное путешествие ладьи. Гораздо лучше было- 14.Лb2 f5 15.Kd5 Kf6

14… Cd7 15.Ла3 f5
Диаграмма №7

«Пешечная фаланга чёрных пришла в движение» (Эм.Ласкер)

16. Фb1 Kph8?!
Диаграмма №8

C одной стороны ход формально правильный. Чёрные убирая короля в угол страхуются от возможных угроз их короля по диагонали b1-h7, также в перспективе может быть использовано поле g8 для ладьи.
Однако конкретно сейчас неплохо смотрелся выигрыш пешки 16…f:e4 17.d:e4 C:h3

Ну и уж куда более сильной выла такая профилактика - 16… Кс7 и не получается атаковать пешку а7, ходом 17.Фb7? из-за 17… Лb8 18.Ф:а7 Ла8

17. Фb7 a5 18.Лb1 a4
Диаграмма №9

Сейчас Андерсену можно было трезво оценить- размен ферзей это выход из затруднений, но Андерсен…. он Андерсен:-)). Вместо предложения размена ферзей (19.Фb6) , он захотел «трубить временный отбой».
Также анализы показали, что хорошие перспективы для уравнения оставлял ход 19.Кd5

19.Фd5?! Фc8 20.Лb6 Ла7
Диаграмма №10

Таким боковым ходом, чёрная ладья не только уходит из под удара фрзя d5, чем развязываются руки у чёрного ферзя и слона (они прицелились к пункту h3), но и готовится переброска на поля f7 , g7 для поддержки сзади штурмующей колонны чёрных пешек.

Сейчас профилактику Андерсена на следующем ходу осудили комментаторы, но мало что предлагалось взамен… Вот лучшее из возможного (предложено Гарри Каспаровым)
21.Фс4!? f4 22.Cd2 - не опасаясь 22… C:h3!? 23.g:h3 Ф:h3 - после 24.Ке1 f3 25.Kd3 - больше чем ничья за чёрных великий чемпион не видит (см. диаграмму №11)

Диаграмма №11 (возможный вариант в партии)

21.Kph2 ?! f4 22.Cd2 g5 23.Фс4 Фd8 24.Лb1?
Диаграмма №12

А вот это ошибка. Атака чёрных развивается без препятствий. Лучше было - 24.Kd5

24… Kf6?!

Сейчас как указал Гарри Каспаров- чёрным следовало сделать всего лишь последний подготовительный ход 24… Kc7! , беря под контроль поле b5 и белые были бы беспомощны против пешечного штурма на королевском фланге.

25.Kpg1?! Kh7 (защищая пешку g5, что бы надвинуть пешку на h5 и потом g5-g4)
26.Kpf1
Диаграмма №13

Следовало играть 26.Kb5!? Фb8 27.Кс3

26… h5 27.Kg1?
Диаграмма №14

Решающий промах. «После 27.Кb5 Ла6 28.Kc7 Ла7 29.Ke6 - ничего смертельного для белых не видно» (Г.Каспаров)

27… g4 28.h:g4 h:g4 29.f3
Диаграмма №15

Лишь способствует атаке белых.

29… Фh4 30.Kd1 Kg5
Диаграмма №16

В исполнении Вильгельма Стейница, мы сейчас наблюдаем типичный сценарий успешного пешечного штурма от позиции собственной рокировки:

Надвинутые пешки, позволяют своим фигурам перегруппироваться за цепью, таким образом, что бы последующее вскрытие линий и диагоналей - было смертельным для защищающегося.
Белые имея меньше пространства и физически места для своих фигур, гибнут.

31.Се1 Фh7 32.d4
Диаграмма №17

Отчаянная попытка немца сбить Стейница с накатанной дороги, создать хаос… не помогает.

32… g:f3 33.g:f3 Kh3 !?
Диаграмма №18

Гораздо проще вело к цели 33… c:d4

34.Cf2 K:g1 35.d:c5 Фh3+ 36.Kpe1
Диаграмма №19

Совсем плохо вместо 36.Kpe1 было 36.Kp:g1 из-за 36… Лg8

36… K:f3+ 37.Л:f3 Ф:f3
Диаграмма №20

Здесь без ладьи и под атакой, можно было спокойно сдаться, но сделал это обескураженный Андерсен только через 5 ходов.

Вильгельм Стейниц

Шахматы - не для людей слабых духом. Шахматы требуют всего человека, полностью, и такого, кто умеет не держаться рабски за пройденное, а самостоятельно пытается исследовать их глубины. Это правда, что я тяжелый, критически настроенный человек, но как же не быть критически настроенным, когда столь часто слышишь поверхностные суждения о положениях, всю глубину и смысл которых видишь лишь после тщательного анализа. Как можно не гневаться, когда видишь, что рабски держатся за устарелые методы лишь для того, чтобы не выходить из своего мирного спокойствия. Да, шахматы трудны, они требуют работы, и меня может удовлетворить лишь серьезное размышление и ревностное исследование. Только безжалостная критика ведет к цели. Но критически мыслящий человек считается многими врагом, а не тем, кто прокладывает путь к истине. Но меня никто не свернет с этого пути».

Так говорил шестидесятилетний Стейниц в беседе с Бахманом. И не приходится сомневаться, что аккуратный Бахман с особой точностью записал именно эти слова. Они прекрасно характеризуют Стейница, но только ли Стейница? Разве не родственны они большому человеку в любой отрасли искусства мышления? Но то, что это - стейницевские слова, то, что они - жизненный лозунг профессионала-шахматиста, - наилучшее доказательство того, что и в шахматы, эту «развлекательную» как будто игру, отличающуюся от других игр лишь своей сложностью, можно вложить и несгибаемую волю, и благородную эмоцию, и честность мышления, и ненависть к оппортунизму, беспринципности, трусости, умственной и волевой вялости, - словом борьбу за элементы новой человеческой культуры. И в этом смысле шахматы стоят наравне с любой другой отраслью науки и искусства. Своим отношением к шахматам Стейниц поднял их на небывалую высоту. Это то, что сделал Стейниц для шахмат.

Но не меньше сделал Стейниц в шахматах. Об этом уже говорилось в рассказе об его жизни, - как же иначе, если жизнь его неотделима от жизни шахмат? А подводя итоги, можно сказать, что, углубя в шахматах элемент искусства, он дал им в то же время научную базу. Так называемая теория дебютов - это «первая книга для чтения» каждого квалифицированного шахматиста, и на каждой странице этой книги не один раз и не два раза встречаем мы все то же имя Стейница. И это далеко не все. Ведь теория дебютов была, с точки зрения Стейница, лишь составной частью общей концепции шахматной игры, которой придал он, как мы видели, философское звучание. Пусть вся стейницевская теория создана в процессе практической игры, т. е. не так, как с точки зрения застойной буржуазной мысли создаются «научные теории». Если провести здесь аналогию между борьбой шахматных фигурок и борьбой социальных сил, то ведь гениальнейшая теория революционного социализма создана в неотъемлемом взаимодействии с жизненной практикой, в силу чего жрецы буржуазной науки и объявили ее в свое время «ненаучной».

Вильгельм Стейниц

Специфика шахмат требовала ежедневно и ежечасно практической проверки стейницевской теории и, будучи «человеком дела» в шахматном смысле слова, он бросился мужественно и страстно в эту проверку. И в этой проверке, как говорит выдающийся шахматный теоретик Рихард Рети, «искал он не быстрых успехов, а устойчивых, прочных ценностей». Только забывал в этих поисках, что шахматы не только искусство на научной базе, но и спорт. И эта забывчивость роковым образом отражалась на его личных успехах, на количестве единиц в его турнирных и матчных таблицах. В маститой «Британской энциклопедии» говорится в статье, посвященной шахматам: «Стейниц чувствовал, что его комбинационная сила слабеет, и поэтому выдумал новую теорию, желая удержать титул чемпиона». Какая, поистине, маститая пошлость! Еще в 1895 году в Гастингсе уже шестидесятилетний Стейниц показал, какой громадной комбинационной силой он обладает; в партии с Барделебеном он провел на 21-м ходу форсированную 14-ходовую комбинацию, матующую противника. И этот свой комбинационный дар, обещавший ему быстрые, но, с его точки зрения, дешевые успехи, принес он в жертву поискам постоянных и прочных шахматных ценностей.

Облик Стейница нельзя, однако, назвать полноценным. Он был вполне человеком своей эпохи и своей среды, и судьба его определялась всем характером буржуазной культуры, и это было его бедой.

Шахматы - это «игра царей»; такое определение идет еще от средневековья, когда шахматная доска и фигуры были непременной принадлежностью рыцарского замка. В XIX веке шахматная игра несколько демократизировалась, но она не могла стать подлинно народной игрой. Кто образовывал «шахматные кадры» буржуазной Европы и Америки! Маленькая кучка профессионалов - участников турниров и матчей, и сравнительно узкий круг любителей, шахматных меценатов, представителей аристократии и буржуазии, на доброхотные даяния которых в конце-концов существовали профессионалы. Стейниц прекрасно это сознавал, и всю жизнь ненавидел меценатов. Куда бы он ни бежал от венского банкира Эпштейна, - убежать от него ему не пришлось. Ведь пришлось ему в начале своего пути услышать надменные слова Стаунтона, что «неприлично» играть в шахматы на деньги, что это «унижает благородную игру». И в самом конце пути, незадолго до смерти, пришлось ему услышать протест одного члена Манхеттенского шахматного клуба по поводу того, что членом клуба является профессионал, играющий в шахматы на деньги.

Стейниц был самолюбивый и гордый человек. И такое отношение накладывало на его личность уродующий отпечаток.

Современники Стейница постоянно удивлялись его болезненному упрямству, его упорному стремлению проводить в практических партиях некоторые созданные им, но оказавшиеся негодными дебютные варианты, его настойчивой войне против очевидности. Эта особенность характера повлияла на силу его игры, особенно в последние годы; она и мешала ему овладеть в полной мере «стилем Стейница». Конечно, зачатки этой черты были у Стейница всегда, но она Обострилась потому, что психика его была ранена той жестокой борьбой за свое человеческое достоинство, которую пришлось ему выдерживать и нужно было вести просто борьбу за существование.

Основной закон буржуазной культуры - закон конкуренции - давал себя знать и достаточно жестоко в области шахмат. И тут господствовал лозунг: падающего толкни! И тут - в области шахмат - напрасно стал бы падающий искать помощи дружеского коллектива.

А будь Стейниц членом творческого коллектива, чувствуй он вокруг себя атмосферу содружества, сотворчества, уважения к человеку, - насколько более богатой и радостной была бы его жизнь. В таких социальных условиях не было бы ему никакой необходимости в последние пять лет своей жизни метаться по свету, чтобы отвоевать свое утерянное звание, и этой позорной, но реальной необходимости искать в то же время заработка на кусок хлеба. Сколько нового и ценного мог бы он создать за эти пять лет, удалясь от практической игры и следя за тем, как внедряется в жизнь его учение. Но ему не на кого было опереться и морально и в чисто житейском плане, и он находился под невыносимым давлением буржуазно-спортивной морали и волчьих законов борьбы за существование. Удивительно ли, что в конце-концов он сломился, как сломился и Чигорин!

Из великолепного человеческого материала был сделан этот шахматист, мыслитель и борец - Вильгельм Стейниц. И не бесцельно будет подумать, какая громадная величина возникла бы из этого чудесного материала в наших условиях социалистической культуры, новой социальной морали, свободы и радости творчества, уважения к человеку.

Из книги Портреты словами автора Ходасевич Валентина Михайловна

«Вильгельм Телль» К 1932 году в Ленинградском государственном театре оперы и балета создалась благоприятная обстановка для рождения принципиально новых спектаклей. Директор Бухштейн – весьма культурный партиец, главный дирижер В. А. Дранишников, заведующий музыкальной

Из книги 100 великих психологов автора Яровицкий Владислав Алексеевич

ВУНДТ ВИЛЬГЕЛЬМ. Вильгельм Вундт родился 16 августа 1832 г. в Бадене. В юношеском возрасте он заинтересовался медициной и с 1851 по 1856 г. изучал медицину в университетах Гейдельберга, Тюбингена и Берлина.С 1858 г. Вундт выпускал статьи «Доклады по теории чувственного познания». В

Из книги Катастрофа на Волге автора Адам Вильгельм

ДИЛЬТЕЙ ВИЛЬГЕЛЬМ. Вильгельм Дильтей родился 19 ноября 1833 г. в городе Биберих (Германия) в семье священника. Уже с раннего детства родители готовили его к принятию сана протестантского пастора. После окончания в 1852 г. местной школы Дильтей поступает в Гейдельбергс-кий

Из книги Прекрасные черты автора Пугачёва Клавдия Васильевна

РАЙХ ВИЛЬГЕЛЬМ. Вильгельм Райх родился 24 марта 1897 г. в Галиции, которая в то время являлась частью Австро-Венгерской империи. Его отец был мелким фермером и, несмотря на еврейское происхождение, убежденным нацистом. В семье говорили только по-немецки, а маленькому

Из книги Мысли и воспоминания. Том II автора фон Бисмарк Отто

Из книги Письма автора Гессе Герман

Вильгельм Телль – Девочки, главное запомнить, в каком году был написан «Вильгельм Телль»!– В 1804-м, и запомни, что это была его последняя законченная пьеса, так как он умер в 1805-м, – ответила Шура.– Но ведь он ещё после писал «Деметриус» о русском самозванце?– Слушай, я

Из книги Персональные помощники руководителя автора Бабаев Маариф Арзулла

Из книги Стейниц. Ласкер автора Левидов Михаил Юльевич

Саломе Вильгельм [август 1947] Дорогая госпожа Me!Спасибо за Ваше милое письмецо о саранче. Что Вас тревожит Китай, мне вполне понятно. С тех пор как коммунизм, национализм и милитаризм стали братьями, Восток временно потерял свое очарование.У меня ничего нового. Скоро придет

Из книги Воспоминания адъютанта Паулюса автора Адам Вильгельм

Саломе Вильгельм Монтаньола, 11.1.1948 Дорогая, глубокоуважаемая госпожа Вильгельм!Ваше милое декабрьское письмо делает меня буквально несчастным. Вы явно не получили или еще не получили двух моих писем, где я намекал Вам на свое положение и объяснял, почему не могу прочесть

Из книги "Рот Фронт!" Тельман автора Минутко Игорь Александрович

Кейтель Вильгельм Помощник фюрера Германии Адольфа ГитлераКейтель Вильгельм родился 22 сентября 1882 года в поместье Хельмшероде в западном Брауншвейге. Несмотря на его страстное желание остаться фермером, каковыми были все его предки, 650-акровый земельный надел оказался

Из книги автора

Михаил Левидов Стейниц. Ласкер Предисловие Выпуск биографий Вильгельма Стейница и Эмануила Ласкера в серии «Жизнь замечательных людей» может вызвать недоумение. Рядом с поэтами, мыслителями, философами, крупнейшими политическими деятелями и гениями - в ряду гениев

Из книги автора

Вильгельм Стейниц - догматик На этом я стою - и не могу иначе. Мартин Лютер Мысль, не становящаяся действием, - это выкидыш или измена. Роман Роллан Время действия: мрачный, тусклый февральский день 1900 года...Место действия: небольшой пароходик, скользящий по реке

Из книги автора

Законодатель Стейниц Шахматная литература богата многочисленными трудами и исследованиями, великолепными учебниками, в которых систематически излагаются и в историческом и в догматическом плане основные направления в теории шахматной игры. Ни одна из этих книг не

Из книги автора

Стейниц защищается и ошибается... «Хэрфордский шахматный клуб - Вильгельму СтейницуХэрфордский шахматный клуб приносит м-ру Стейницу свои сердечные поздравления в связи с его решительной победой над м-ром Цукертортом. Этот триумф тем более значителен, что м-р Стейниц не

Из книги автора

Вильгельм Пик Однажды - это было в июне 1943 года - полковник Новиков сообщил мне через переводчика, что фельдмаршала хочет посетить какой-то немец. Едва я успел предупредить об этом Паулюса, начальник лагеря и переводчик уже поднялись по лестнице в нашу комнату. С ними был

Из книги автора

ВИЛЬГЕЛЬМ ТЕЛЛЬ Когда Эрнст проснулся, в комнате никого не было. Ночные соседи исчезли. Накрашенные губы и прокуренный голос девчонки показались ему сном. При дневном свете ночлежка выглядела еще непригляднее. Мимо забрызганного грязью полуподвального окна мелькали

Вильгельм Стейниц (1836-1900) является прославленным американским и австралийским шахматистом, которому удалось проявить себя в качестве . Именно он первым создал учение о позиционной игре.

Детство и юность

Будущий шахматист, которому при рождении было дано имя Вольф, родился 14 мая 1836 года в городе Прага. Он был младшим, тринадцатым ребенком многодетной еврейской семьи. К сожалению, в семье имела место быть нехватка денег. Тем не менее, родители постарались обеспечить, чтобы их сын имел возможность хорошо окончить школу и поступить в высшее учебное заведение, тем более, что у молодого Вольфа были математические способности.

С шахматами Стейниц познакомился в возрасте 12-ти лет, наблюдая за игрой отца.

В 22 года будущий шахматист переехал в Вену, чтобы начать учиться на журналиста. Но все сложилось иначе – Стейниц занимался изучением математики политехнической школе Вены.

В это время он жил в семье бедного портного. Шахмат купить финансовой возможности не было, поэтому Вольф изготовил их самостоятельно, путем вырезания фигурок из картона и подписывая их названия.

Карьера и успех

Чтобы заработать себе на жизнь, он стал посещать шахматный клуб «Куропатка», где Стейниц играл на ставки. 23-х летний Вольф мог выиграть любого члена клуба почти вслепую. В дальнейшем, молодой человек оставляет учебу и начинает работать в качестве репортера.

В тот же период времени, Стейниц принимает участие в шахматных турнирах, которые проводились от Венского шахматного общества. Шахматист шел к успеху последовательно: в 1859 году ему удалось занять 3-е место, в 1860 - 2-е, а в 1961 - уже первое.

В дальнейшем, Стейниц совершает переезд в Лондон, где и принимает участие от Австрии в таком соревновании, как Международный Шахматный Турнир, в котором он занимает 6-е место. Он получает титул маэстро.

Оставаясь жить в Великобритании, Стейниц получает возможность проводить серию встреч с такими шахматистами, как С. Дюбуа, Д. Блэкберн, Ф. Дикон, В. Грин. В результате этих поединков шахматист одерживает свои победы.

После этого, Стейниц одерживает победы в на турнирах, проводимых в таких городах, как Дублин (1865) и Лондон (1866).
В 1866 году шахматист сыграл с сильнейшим на тот момент игроком Адольфом Андерсеном. В результате, Стейницу удалось победить со счетом (+8-6). После этого, талантливый шахмастист обыграл Г. Берда (1866) и Д. Блэкберна (1870). И Стейниц стал считаться сильнейшим в то время шахматистом Великобритании.

Однако, на турнирах у него были неудачи - в 1867 году в Париже шахматист занял 3-е место, а в Баден-Бадене - 2-е. Лишь в 1871-1872 годах ему удалось завоевать первенство на лондонских турнирах. В 1872 году Стейниц берет 1-2 место в турнире Вены, после чего одерживает победу в микроматче с Блэкберном.

Другие правила

В том же году он начал активно заниматься ведением шахматного отдела спортивного журнала «Филд». Там Стейниц пропагандировал собственный метод игры и занимался поиском шахматных фундаментальных законов. Этой деятельности шахматист посвятил около 3-х лет, при этом он не принимал участие в турнирах в это время, но приезжал на них в качестве корреспондента. Он наблюдал за ходом игр в рамках турниров в 1878 году в Праге, в 1880 году в Висбадене и в 1881 году на конгрессе Германского шахматного союза в Берлине. Партии, представлявшие наибольший интерес, были опубликованы в «Филд», но их Стейниц раскритиковал, так как победители основывались на правилах комбинационной школы. В основном, критике была подвергнута игра Цукерторта и Блэкберна.

Стейниц возобновил свою шахматную карьеру в 1876 году, сыграв против Блэкберна. Ему удалось обыграть соперника 7 раз. Теперь ни у кого в то время не оставалось сомнений, что именно Стейниц является сильнейшим шахматистом мира.

В 1882 году происходит увольнение прославленного шахматиста из издания. В связи с этим, Стейниц принимает решение уехать в Нью-Йорк вместе с семьей. Именно там занялся выпуском собственного журнала под названием «InternationalChessMagazine», при этом он работал над созданием теории позиционной игры. Однако, этому журналу было суждено закрыться в 1892 году по причине нехватки средств.

В 1886 году состоялся первый матч, который позволил бы определить, кто является чемпионом мира. Стейниц считал, что проводить матч при жизни гениального кощунственно. Кроме того, его желанием было провести поединок с Иоганом Цукертортом - именно он обыграл его в лондонском турнире в 1883 году и смог занять его место в редакции «Филд».

Подготовительный этап длился 2 года, переговоры давались нелегко, так как Цукерторт не думал, что нужно еще раз доказывать, что он сильнейший. А Стейнц поставил цель показать преимущество позиционного метода, который он разработал.

Согласно правилам проводившейся встречи, начало матча должно быть в Лондоне, где соревнование проводится до 4-х побед, а в дальнейшем - в Сент-Луисе до 3-х. Завершение матча проводилось в Новом Орлеане - это родина Пола Мерфи . Чемпионом планировалось признать того, кто сможет одержать 10 побед. Если счет составит 9:9, то выявление победителя бы не состоялось. Но как результат, Стейниц все же смог одержать 10 побед, а счет матча составил 12,5:7,5.

В последующем Стейницу удалось отсстоять чемпионский титул в 2-х матчах с Михаилом Чигориным , которые состоялись в Гаване в 1889 и 1892 годах, и во встрече с И. Гунсбергом в 1891 году в Нью-Йорке.

О Вильгельме Стейнице стоит сказать, что именно он является человеком, который заложил основы и постулаты шахматной игры, которую мы видим сейчас. Он стал первым в истории чемпионом мира по шахматам.

Осуществив анализ партий, принадлежавших его современникам и предшественникам, Стейниц пришел к выводу, что комбинационные атаки добивались успеха при несовершенной защите. Вместо того, чтобы искать тактические ходы, прославленный шахматист рекомендовал применять стратегию, связанную с оценкой позиции.

Закат карьеры

В 1894 году ему пришлось уступить свой титул Э. Ласкеру , так как Стейниц проиграл со счетом (+5-10=4). Однако и после этой неудачи прославленный шахматист продолжат принимать участие в турнирах. Ему удалось победить в нью-йоркском соревновании в 1895 году, занять 2- е место на турнире в Санкт-Петербурге в 1896 году.

В дальнейшем, у Стейница были более скромные результаты - в Нюрнберге в том же году он занял 6-е место, в 1898 году в Кельне - 5-е, а в Лондоне в 1899 году - вообще 10-11-е. И над ним была полностью одержана победа в матче с Ласкером в Москве в 1897 году со счетом (+2-10).

Жизнь как борьба

Стейниц, как человек, был достаточно сложный – его отличала честность, упрямство и любовь к нравоучениям. В дальнейшем, его стала мучить повышенная нервная возбудимость.

После матча с Ласкером в 1897, у Стейница был тяжелый припадок, после чего его отправили в психиатрическую больницу Москвы. Ему стало немного лучше, но после того, как Стейниц возвратился в Нью-Йорк, болезнь начала прогрессировать, и шахматист стал страдать бредовыми идеями, поэтому он вновь попал в психиатрическую больницу.

Кроме того, Стейниц ощутил на себе влияние антисемитизма, так имел еврейское происхождение. К примеру, в 1891 году евреев-шахматистов изгнали из шахматного собрания Санкт-Петербурга.

Незадолго до собственной смерти, шахматист написал памфлет, впоследствии опубликованный, который был направлен против антисемитизма.

Цитаты шахматиста

“Я не историк шахмат, я сам кусок шахматной истории, мимо которого никто не пройдет.”

“Победа в несоразмерной комбинации, какой бы эффектной она ни была, наполняет меня художественным ужасом.”

“Шахматы – интеллектуальная гимнастика.”

“Многие считают критика врагом, а не проводником истины.”

Видео о жизни шахматиста

Вильгельм Стейниц первый официальный чемпион мира по шахматам. К сожалению, сохранилась не так много информации об этом уникальном человеке. Известно, что В. Стейниц австрийский и американский шахматист. На рубеже 1860-1870-х годов, уже получив признание как сильнейший игрок своего времени после победы в матче против Адольфа Андерсена, разработал учение о позиционной игре, которое пришло на смену доминировавшей «романтической» комбинационной школе и значительно обогатило шахматы.

Стейниц был литератором, на пике карьеры он на девять лет прекратил турнирные выступления, чтобы сосредоточиться на работе журналиста, а в 1885 году основал «Международный шахматный журнал». Стейниц публиковал обзоры партий и программные теоретические статьи, его полемика с другими публицистами, которую он вёл агрессивно и безапелляционно, сама становилась важным событием шахматного мира.

Турнирные и матчевые результаты Вильгельм Стейниц, по нынешним меркам, не очень фантастически, но заслуживают внимание, перечислю некоторые из них:

Чемпионат Венского шахматного общества (1861 г. 1 место), Международный турнир (1865 г. 1 место), Гандикап-турнир (1871/1872 гг. 1 место), Международный турнир (1872 г. 1 место), Чемпионат города (1894 г. 1 место), Матч на первенство мира с И. Цукертортом (1886 г. 1 место), Матч на первенство мира с М. Чигориным (1889 г. 1 место), Матч на первенство мира с И. Гунсбергом (1890/1891 гг. 1 место), Матч на первенство мира с М. Чигориным (1892 г. 1 место).

Отдельно стоит отметить игру первого чемпиона мира, тонкое позиционное понимание позиции переплеталось с эффектной комбинационной игрой в результате чего рождались шахматные шедевры. Давайте рассмотрим один из них. Партия Гампе – Стейниц, Вена 1859 год.

1.e4 e5 2.Кc3 2...Кf6 3.f4 d5 4.ed?! (если 4.fe К:e4 то черные могут бороться за уравнение позиции ). 4...К:d5 5.fe К:c3 6.bc Фh4+ 7.Kрe2 Сg4+ (белые готовы вернуть пешку ради перехвата инициативы, например: 7...Фe4+ 8.Kрf2 Ф:e5 9.Кf3 Фh5 10.d4) 8.Кf3 Кc6 9.d4 O-O-O 10.Сd2 Данная позиция имеет исторический интерес (диаграмма 1), так как исследовалась еще полтора столетия назад.

По мимо хода в партии, у белых есть маневр (10.Фe1 теперь напрашивается жертва ладьи 10...Л:d4 11.cd К:d4+ 12.Kрd3 Сf5+ 13.Kрc4 b5+ 14.Kрc3 Кe2+ 15.Kрb2 Фa4 с победой ). 10...С:f3+ (заманчивая жертва 10...К:e5 пока не проходит, например 11.de Сc5 12.Фe1 Сf2 13.Фc1 Лhe8 14.Сf4 Сc5 15.g3 Фh5 16.Сg2 g5 17.h3 С:f3+ 18.С:f3 Фg6)

Вряд ли Вильгельм Стейниц рассчитал все варианты до конца, просто интуиция предохранила его от ошибочного пути. Но все – таки у черных был более гибкий ход 10 …f6!

11.gf К:e5 12.de Сc5 13.Фe1 Фc4+ 14.Kрd1 Ф:c3 15.Лb1 Ф:f3+ 16.Фe2 (пешки белых падают одна за другой, но на этом их неприятности не кончаются. Сейчас на 16.Сe2 решало 16...Л:d2+ 17.Kр:d2 Фe3+ 18.Kрd1 Лd8+ 19.Сd3 Л:d3+ 20.cd Ф:d3+ 21.Kрc1 Сa3+ 22.Лb2 Фb5 23.Фd2 Фc6+) 16...Л:d2+ конечно, можно забрать ладью в углу доски, но Стейниц предпочитает эффектный финал (диаграмма 2). 17.Kр:d2 Лd8+ 18.Kрc1 Сa3+ 19.Лb2 Фc3 20.Сh3+ Kрb8 21.Фb5 Фd2+ 22.Kрb1 Фd1+ 23.Л:d1 Л:d1х

На этом пока все, подписывайтесь на нашу бесплатную рассылку новостей и уроков, вступайте в наши социальные группы Вконтакте и Одноклассники, чтобы не пропустить интересного материала.