Музыкально-дидактические игры с использованием пособия «Веселые кубики. Музыкальный кубик K'S Kids Музыкальный кубик от ТМ K"S Kids

Светлана Хайретдинова

«Угадай – ка»

«Ритмический музыкальный кубик » (для детей среднего и старшего возраста) .

Проблема повышения интереса детей к музыкальному творчеству меня , как музыкального руководителя , интересует давно, поэтому на основе музыкально – дидактической игры «Веселые кубики » , предложенной Е. Ю. Матвиенко в журнале «Музыкальный руководитель » (№ 5. 2008г.) я разработала серию собственных музыкально - дидактических игр . Это такие игры как :

«Угадай – ка» (игра для детей младшего и старшего дошкольного возраста)

«Ритмический музыкальный кубик » (игра для детей среднего и старшего дошкольного возраста) .

При подготовке игр учитывала основные цели и задачи музыкально-дидактических игр :

Цель :

Помочь детям дошкольного возраста в музыкально – дидактической игре войти в мир музыки , найти свои собственные формы общения с ней, ощутить и пережить ее эмоционально как радость и удовольствие; способствовать усвоению музыкальных знаний в игровой практике.

Задачи :

Повышать интерес к музыке , развивать природную музыкальность детей и первоначальные навыки музицирования, индивидуальность, способность к спонтанному творческому поведению, создавать предпосылки к формированию творческого мышления, усиливать образное мышление, развивать чувство ритма, музыкальный слух и общую моторику ребенка. Кубики для музыкально - дидактических игр изготовлены из поролона и обшиты тканью, на гранях одного кубика - аппликации из ткани с изображением животных, на другом - музыкальные инструменты . Кубики легкие , гигиеничные и нетравмоопасные. Данный игровой материал осваивается детьми, как на музыкальных занятиях , так и в свободно - самостоятельной деятельности.

Кубик «Угадай – ка»

1 вариант : Игра для детей младшего дошкольного возраста

Программное содержание. Развивать творческие проявления

в посильной эмоционально – выразительной передаче образов.

Игровой материал

Демонстрационный : кубик , на гранях которого картинки

с изображением животных : лиса, кошечка, собачка, заяц,

медведь, лошадка (могут быть изображены другие животные) .

Раздаточный : шапочки или маски с изображением животных (эти же животные изображены на гранях кубика .)

Ход игры:

Педагог и дети стоят или сидят в кругу. Звучит любая несложная, веселая мелодия , и дети передают кубик друг другу . Педагог и дети произносят текст :

Нужно взять веселый кубик ,

И по кругу передать.

Что покажет этот кубик ,

Нужно детям показать!

Ребенок, у которого оказался кубик , бросает

его на пол в кругу. Педагог спрашивает, кто

изображен на верхней грани кубика . Дети отвечают.

Педагог предлагает ребенку надеть шапочку данного животного и показать под музыку как он движется , дети повторяют характерные движения. Затем игра продолжается.

2 вариант : Игра для детей старшего дошкольного возраста

Программное содержание. Развивать у детей активность, творческие способности , память, слуховое внимание, коммуникативные навыки, уверенность в себе. Повторять и закреплять пройденный материал.

Ход игры:

Педагог и дети стоят или сидят в кругу. Звучит несложная, веселая мелодия , дети передают кубик другу . Педагог и дети произносят текст :

Кубик другу отправляем ,

Кому кубик попадает ,

Ты подумай, не спеши

Спой, сыграй или спляши!

Ребенок, у которого оказался кубик , бросает его на пол, говорит, кто изображен на верхней грани кубика , затем по желанию проводит знакомую игру с детьми, читает

стихотворение или исполняет песенку и т . п. Если у ребенка возникают трудности, педагог предлагает детям по желанию выполнить условие игры .

Ритмический музыкальный кубик

1 вариант : Игра для детей средней группы

Программное содержание. Учить различать тембр и название

музыкальных инструментов . Развивать у детей слуховое

внимание, навыки элементарного музицирования, чувство ритма,

интерес к игре на музыкальных инструментах , воспитывать

коммуникативные навыки в игре, доброжелательное

отношение друг к другу. Доставить детям радость от совместной игры .

Игровой материал

Демонстрационный : кубик музыкальных инструментов (бубен, барабан, ложки, дудочка, трещотки и маракас) .

Раздаточный : музыкальные инструменты : бубен, барабан, ложки, дудочка, трещотки и маракас.

Ход игры:

На столике лежат музыкальные инструменты : бубен, барабан, ложки, дудочка, трещотки и маракас, (эти же инструменты изображены на гранях кубика .)

Дети стоят в кругу и передают кубик под музыку друг другу со словами :

Всё играет и поет.

Кубик , скажет, кто начнет!

Ребенок, который бросал кубик , называет

изображенный на верхней грани инструмент,

берет его со стола и играет несложный ритмический

рисунок, если он затрудняется назвать инструмент,

педагог предлагает детям ему помочь. Дети

повторяют ритмический рисунок хлопками, ногами.

Игра повторяется, пока все дети не возьмут себе

инструменты. Затем все вместе играют в «оркестр» .

2 вариант : Игра для детей старшей и подготовительной групп

Программное содержание. Учить детей различать тембр и название музыкальных инструментов , определять длительность звуков, схематично отмечать ритмический рисунок на фланелеграфе. Чувствовать и воспроизводить метрический пульс речи (стихов) и музыки , развивать коммуникативные навыки, слуховое внимание навыки элементарного музицирования в оркестре.

Игровой материал :

Демонстрационный : кубик , на гранях которого картинки с изображением музыкальных инструментов (бубен, барабан, ложки, дудочка, трещотки и маракас, фланелеграф.

Раздаточный : музыкальные инструменты : бубен, барабан, ложки, дудочка, трещотки и маракас, (эти же инструменты изображены на гранях кубика ., карточки с лентой (25х9см) на которых при наложении держатся полоски из картона : широкие (3х5см) – долгий звук, узкие (2х5см) – короткий звук. Один комплект готовится на каждого ребенка.

Ход игры:

Дети стоят или сидят на стульчиках в кругу. Под веселую ритмичную музыку передают кубик по кругу , проговаривая слова :

Всё играет и поет.

Кубик , скажет, кто начнет!

Ребенок, который бросал кубик ,

называет изображенный на верхней грани

инструмент, берет его со стола, играет

несложный ритмический рисунок. Все его

повторяют хлопками. Педагог обращает внимание

на точность передачи ритма, предлагает одному

из детей отметить ритм на фланелеграфе, остальные

отмечают его на карточках. Игра продолжается

несколько раз по желанию детей.

Использование музыкально -дидактических игр в работе с детьми позволит получить следующие результаты :

Развить у детей музыкальные и творческие способности ;

Закрепить знания о музыкальных инструментах и навыки игры на них ;

Развить у детей метроритмическое чувство (ритм, темп, ритмический рисунок, форму) ;

Сформировать качества, способствующие самоутверждению (самостоятельности и свободы мышления, индивидуальности восприятия) .

Список литературы :

1. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание : Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М. А. Васильевой и др. М., 2005.

2. Зимина А. Н. Музыкально – дидактические игры и упражнения в ДОУ . Пособие для педагогов . – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ» , 1998.

3. Каплунова И. М., Новоскольцева И. А. Ладушки. СПб., 2000.

4. Меркулова Л. Р. Оркестр в детском саду// Дети – музыка – фантазия/ Под ред . С. И. Мерзляковой. М., 1998.

5. Роот З. Я. Музыкально – дидактические игры для детей дошкольного возраста : пособие для музыкальных руководителей - Изд . 2 –е. М.: Айрис – пресс, 2005.

6. Тютюнникова Т. Э. Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» , М. 2010 г.

7. Журналы «Музыкальный руководитель » , «Музыкальная палитра » .

Музыка занимает особое место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Практика показывает, что полноценное развитие музыкальности детей зависит от психолого-педагогических условий и, конечно, от грамотно организованной, богатой предметно - пространственной развивающей среды. Ни один вид музыкальной деятельности не может осуществляться на чисто вербальном уровне. Именно предметно - пространственная развивающая среда позволяет детям, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами, исследовать, размышлять, сравнивать, моделировать и творить.

Одним из наиболее доступных средств познания музыки, является музыкально-дидактическая игра. Музыкально - дидактические игры имеют полифункциональный характер, их можно рассматривать:

Как игровой метод обучения, направленный на усвоение, закрепление и систематизацию определенных знаний о музыке;

Как одну из игровых форм обучения;

Как самостоятельную игровую деятельность;

Как средство общения и развития ребенка.

Музыкально-дидактические игры способствуют более содержательному, эффективному, вариативному и интересному изложению материала. А яркие и эстетичные пособия к играм позволяют заинтересовать, активизировать детей и вызвать желание, играя, учиться.

К сожалению, каждый музыкальный руководитель образовательного учреждения, в том числе и я, сталкивается с проблемой приобретения наглядных материалов, пособий и игр. Поэтому, многие из них приходится создавать своими руками.

Предлагаю музыкально-дидактические игры «Веселые кубики».

Идея игр не новая, но я их интерпретирую по-своему.

Эти игры способствуют проявлению творчества, концентрации внимания и слуха, развивают память, чувство ритма, музыкальный слух и общую моторику ребенка. Для организации игр необходимы большие кубики.

Кубик можно изготовить из квадратной картонной коробки, либо воспользоваться мягким строительным модулем. Изображения на гранях кубика можно сделать из цветной самоклеящейся бумаги, наклеить готовые вырезанные картинки или нарисовать. Самое главное, кубик должен быть ярким, эстетичным, легким и не травмоопасным.

Я использую картонные кубики, оклеенные самоклеящейся цветной бумагой с аппликациями.

Задачи :

Поддерживать у детей интерес к игре на музыкальных инструментах;

Развивать музыкальный и ритмический слух, слуховое внимание и творчество;

Воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение друг к другу.

Пособие – кубик, на гранях которого изображены детские музыкальные инструменты.

Ход игры.

На столе лежат детские музыкальные инструменты: барабан, колокольчик, ложки, маракас, дудочка, гармошка. Эти же инструменты изображены на гранях кубика. Дети стоят в кругу, передают кубик друг другу, напевая:

Ты беги, веселый кубик

Быстро – быстро по рукам,

У кого остался кубик,

Тот сейчас сыграет нам.

Ребенок, у которого остановился кубик, называет инструмент, изображенный на верхней грани, берет его со стола и играет любую мелодию, либо ритмический рисунок

Второй вариант.

Ребенок повторяет за ведущим (педагог или ребенок) заданную мелодию, либо ритм.

Третий вариант.

Ребенок при помощи инструмента передает ритмический рисунок музыкального произведения, которое исполняет музыкальный руководитель.

Игра «Оркестр»

Как и в предыдущей игре, инструменты лежат на столе, их количество соответствует количеству играющих. Дети, стоя в кругу, передают кубик и поют:

Кубик движется по кругу,

Передай его ты другу.

Кубик может показать,

На чем в оркестре поиграть!

Либо кубик может передаваться под веселую музыку, с остановкой музыки останавливается движение кубика. Тот ребенок, у которого остался кубик, выходит из круга и берет себе «выпавший» инструмент. Кубик движется по кругу, пока все дети не возьмут себе инструмент. Затем все вместе играют в «оркестр», передают на музыкальных инструментах ритмический рисунок или пульс музыкального произведения, исполняемого музыкальным руководителем.

Задачи :

Совершенствовать певческие навыки, умение петь сольно, артистические способности.

Развивать память, расширять представления об окружающем мире;

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, выдержку, умение слушать.

Пособие – кубик, каждая грань которого оформлена в соответствии с определенным временем года: весна, лето, осень, зима.

Пятая грань – новогодняя тематика и шестая - тема урожая.

Ход игры.

Дети, стоя или сидя в кругу, передают кубик друг другу, сопровождая действие пением:

Календарь мы полистаем,

Кубик другу отправляем.

К кому кубик попадет,

Тот нам песенку споет!

Тот стишок нам всем прочтет.

Ребенок, у которого остановился кубик, исполняет песенку (читает стих) на тему, изображенную на грани кубика, либо выбирает тему песенки произвольно.

Второй вариант. Ведущий (ребенок) вручает кубик любому играющему, и они соревнуются в пении на заданную тему, либо поют вместе. Исполнение оценивают другие участники игры, победитель вручает кубик следующему игроку.

Задачи :

Совершенствовать умения детей использовать «звучащие» жесты: хлопки, шлепки, щелчки, прыжки, притопы и т.д.

Развивать слуховое внимание и память, ритмичность, координацию движения.

Пособие – кубик, на гранях которого изображено разное количество предметов:

На первой грани – одна птичка. На второй - две бабочки.

На третьей – гриб и два листочка. На четвертой – четыре снежинки.

На пятой – три капли и три зонта. На шестой – большая елочка и маленькая.

Ход игры.

Дети в кругу под музыку передают кубик друг другу, напевая:

Ты возьми, веселый кубик,

Передай его друзьям,

Что покажет этот кубик,

Повтори скорее нам.

Ребенок, у которого остановился кубик, показывает верхнюю грань всем играющим. Затем передает изображенный ритм любым «звучащим» жестом, а все играющие повторяют.

Другой вариант. Ребенок, у которого остался кубик, бросает его в центр круга. Все играющие передают ритм выпавшей грани жестом или движением, каждый по – своему. Ведущий выбирает самый лучший вариант.

Игры «Веселые кубики» осваиваются детьми постепенно на занятиях. Первоначально взрослый (музыкальный руководитель или воспитатель) является организатором игры, реализуя определенную дидактическую задачу. Затем апробируются с детьми разные варианты. Эти игры и пособия можно использовать в различных видах деятельности: и на музыкальных занятиях, и на ритмике, и при проведении диагностики, и при организации развлечений. Дети с удовольствием играют в эти игры, придумывают свои варианты, приобретая при этом определенные музыкальные знания, умения, навыки.



Изделие изготовлено из безопасных нетоксичных экологически чистыхматериалов, не вызывающих аллергии, что подтверждается сертификатом качества.

* Заказанный товар может незначительно отличаться от описания и изображения, размещенного на сайте (например, оттенки цветов, незначительные изменения в дизайне или упаковке и т.д., не влияющие на основные потребительские свойства товара), при этом основные потребительские свойства и иные существенные элементы товара и заказа остаются без изменений.

Музыкальный кубик от ТМ K"S Kids

В интернет-магазине игрушек Gulliver-toys вы можете купить музыкальный кубик, с которым ваш малыш во время увлекательной игры начнет развивать свои артистические способности.

Музыкальный кубик K"S Kids представляет собой оригинальную развивающую игрушку для новорожденных. Он может стать прекрасным и полезным сюрпризом для любого ребенка в возрасте от полугода. Созданные совместно со специалистами по детскому развитию игрушки K"S Kids, разработаны специально для того, чтобы малыши могли знакомиться с окружающим миром наиболее интересным, безопасным и быстрым способом.

Характеристики музыкального кубика

Интерактивный музыкальный кубик КС Кидс на каждой своей стороне имеет яркие познавательные картинки.

Вместе с этим кубик будет развлекать малыша забавными музыкальными мелодиями. Вручную можно выбрать подходящий режим, которых всего имеется три. Так вы можете включить задорную музыку, ритмичные мелодии или веселую песенку. На каждой стороне игрушки также нарисованы герои с различными музыкальными инструментами.


Если подбросить кубик и подождать, на какую сторону он упадет, то играть будет тот инструмент, изображение с которым соприкоснулось с напольным покрытием. Вместе со своим ребенком вы сможете танцевать, делать гимнастику под ритмичные звуки, хлопать в ладоши или напевать.

Вместе с музыкальным кубиком в наборе поставляются две батарейки типа АА. Размер упаковки составляет 19x23x17 см. Игрушка выполнена из мягкой ткани, содержащей 35% хлопка и 65% ПЭ.

Какие навыки развиваются у ребёнка

Во время игры с кубиком, у ребенка будет тренироваться внимание, чувство ритма и слух. Также интерактивная игрушка способствует развитию артистических способностей.


Игрушка безопасна для здоровья малыша

Изделие изготовлено из безопасных нетоксичных экологически чистыхматериалов, не вызывающих аллергии, что подтверждается сертификатом качества.

Представленные музыкально-дидактические игры «Музыкальный кубик» и «Орнаментальный хоровод» объединяют все виды музыкальной деятельности детей: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, упражнения в виде игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«МУЗЫКАЛЬНЫЙ КУБИК»

«ОРНАМЕНТАЛЬНЫЙ ХОРОВОД»

Пояснительная записка.

Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в основном на музыкальных занятиях, где под руководством педагога ребенок старается проявить себя в исполнении песни, танца, передаче образа игры, составлении пляски-импровизации, сочинении и подборе мелодий при игре на музыкальных инструментах.

Умение самостоятельно действовать, выполняя музыкальные задания, позволяет детям лучше, качественнее исполнять музыкальный материал, способствует развитию контроля за собственным исполнением, музыкально-эстетических представлений и музыкально-сенсорных способностей.

Педагогические исследования, проведенные в этой области, доказывают, что эффективному музыкально-сенсорному воспитанию способствует наглядность обучения, возникновение в сознании детей естественных ассоциаций музыкальных звуков со звуками окружающей жизни. Оперируя звуками. Дети начинают внимательно относиться к их свойствам, сочетаниям, что развивает их ориентировку в музыкальных явлениях. Сенсорное развитие детей осуществляется в процессе самых разнообразных музыкальных действий на занятиях и в повседневной жизни детского сада.

Музыкально-дидактические игры всегда содержат развитие действия, в котором сочетаются элементы занимательности, соревнования с сенсорными заданиями. Цель игровых действий заключается в том, чтобы помочь ребенку услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков, а именно: их высоту, силу, длительность, тембр. Игровые правила и действия, регулярно проводимых с детьми музыкально-дидактических игр, помогают планомерному и систематическому развитию музыкального слуха, вырабатывают умения не просто слышать музыкальные произведения, а вслушиваться в них, различать смену регистра, динамики, ритма в одном и том же произведении.

Музыкально-дидактическая игра всегда требует значительной слуховой сосредоточенности, которая и приводит к совершенствованию процесса развития слухового восприятия. Следовательно, в ходе игры ребенок все время должен вслушиваться в смену звучаний и реагировать на это движением или действием, а не автоматически выполнять задание. То есть музыкально-дидактическая игра не должна включать этап выработки навыка, иначе она не достигает своей цели.

Область применения.

Представленные музыкально-дидактические игры «Музыкальный кубик» и «Орнаментальный хоровод » объединяют все виды музыкальной деятельности детей : пение, слушание, музыкально-ритмические движения, упражнения в виде игры.

Основное назначение этих музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности в доступной игровой форме.

Задачи:

  • развивать у детей чувство ритма;
  • побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях.
  • обогащать детей новыми впечатлениями, развивать у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального слуха.

Педагогическая ценность представленных музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребёнком путь применений полученных знаний в жизненной практике.

Музыкально-дидактические игры можно использовать для детей среднего и старшего дошкольного возраста , они просты и доступны, интересны и привлекательны, вызывают у детей желания петь, слушать, играть и танцевать.

Ожидаемый результат:

  • развитие музыкально – сенсорных и творческих способностей.
  • формирование у детей представлений о свойствах музыкального звука, о выразительных возможностях музыки, различение характера музыки, настроения.
  • развитие активности, самостоятельности детей в музыкальной деятельно

«КАКОЙ ИНСТРУМЕНТ ТАК НАЗЫВАЕТСЯ?»

Игра для среднего дошкольного возраста.

ЦЕЛЬ: Закрепить знания детьми русских народных музыкальных инструментов.

ПРАВИЛА ИГРЫ:

На гранях кубика изображены русские народные музыкальные инструменты. Педагог называет инструмент, ребенок показывает, какой инструмент так называется.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ КУБИК

ВАРИАНТ 1. Игра для детей средней группы

ЦЕЛЬ. Развивать у детей интерес к игре на музыкальных инструментах, воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательное отношение друг к другу. Доставить детям радость от совместной игры.

ХОД ИГРЫ.

На столике находятся детские музыкальные инструменты: ложки деревянные, барабан, бубен, маракас, дудочка, колокольчик. (Такие же детские музыкальные инструменты с их изображением размещаются на гранях кубика). Дети, стоя в кругу, передают кубик под весёлую знакомую музыку со знакомыми словами:

Кубик движется по кругу,

Передайте кубик другу.

Подскажи нам поскорей

Кто начнёт игру быстрей?

Бросающий кубик ребёнок, называет картинку на верхней грани кубика (инструмент), берет его и играет заранее выученную несложную русскую народную мелодию или другую на выбор самого ребёнка.

В конце игры дети ему аплодируют. Ребенок возвращает инструмент на столик. Игра продолжается несколько раз по желанию детей.

КУБИК - ШУМОВОЙ ОРЕСТР

ВАРИАНТ 2. Игра для детей старшего дошкольного возраста.

ЦЕЛЬ. Развивать коммуникативные навыки, слуховое внимание, чувство ритма, навыки элементарного музицирования в оркестре; воспитывать интерес к игре на музыкальных инструментах.

ХОД ИГРЫ.

Дети в кругу под веселую ритмичную музыку передают кубик по кругу, проговаривая слова:

Кубик движется по кругу,

Передайте кубик другу.

Кубик может показать,

На чем тебе теперь играть!

Каждый ребенок по очереди кидает кубик, берет выпавший инструмент со стола и кладет на свой стульчик. Игра повторяется, пока все дети не возьмут себе инструменты. Затем все вместе играют в «ШУМОВОЙ ОРКЕСТР».

Целесообразно разбить детей на подгруппы.

По желанию детей игру можно повторить несколько раз, чтобы дети поиграли на разных инструментах и получили удовольствие от совместного музицирования.

Игра для старшего дошкольного возраста

ЦЕЛЬ. Учить согласовывать движения орнаментального хоровода со схематичным изображением.

ХОД ИГРЫ.

Музыкальный руководитель показывает на бумажных тарелках элементы узоров гжели и предлагает станцевать «ОРНАМЕНТАЛЬНЫЙ ХОРОВОД», который нарисован на бумажных тарелочках-кругах.

Дети берутся за руки и танцуют, выполняя движения в соответствии с рисунками на тарелочках, которые по очереди показывает педагог. Музыкальное сопровождение - любая спокойная народная мелодия.