Роль развивающих игр для детей логопедических групп. Игровые технологии в работе логопеда. «Скажи, что ты слышишь?»

, учитель-логопед, Яя, Кемеровская обл.

Речь играет важнейшую роль в формировании личности ребёнка. Развитие речи напрямую связано с умственным развитием ребёнка и влияет на дальнейшую возможность познания окружающей действительности, а также на процесс обучения ребёнка. Поэтому задача логопеда – заботиться о своевременном формировании речи детей, её чистоте и правильности, предупреждение и исправление различных нарушений.

В настоящее время достаточно большой процент детей, как в детском саду, так и в школе нуждается в логопедической помощи, т.к. имеет выраженные отклонения в речевом развитии. На логопункт поступают дети с различными видами речевой недостаточности: дислалия, ОНР, ФФН, заикание и др. Зачастую речевой дефект является весьма стойким, сочетаясь с различными нарушениями психической деятельности, что позволяет судить об осложнениях, которые испытывает ребёнок-логопат при обучении в детском саду и в школе.

По данным М.Гросс и У.Вильсон, трудности школьного обучения детей с дефектами речи обусловлены тем, что большинство заданий имеет вербальный (словесный) характер. А дефицит речевых средств приводит к серьёзным деформациям психической деятельности и создает проблемы в процессе адаптации детей к школе.

Известно, что у детей с нарушением речи помимо отклонений в звукопроизносительной и звукоразличительной стороны речи имеются и другие более сложные отклонения, такие как возрастное недоразвитие речи или её несформированность функционального или физиологического происхождения. Причины лежат в незрелости определённых зон мозга либо в их дисфункции. При этом бывает снижен тонус сенсорной и моторной сферы, что усугубляет тяжесть речевой недостаточности, а так же ведёт к задержке темпа общего развития. Зачастую при обследовании таких детей отмечаются у них следующие виды недостаточности: мимическая, эмоциональная, моторная, сенсорная, голосовая, психических функций и т.д.

Что касается самой речи, то, как правило “страдают” не просто звуки, а механизмы восприятия, понимания, продуцирования речи, а так же речевой аппарат. На первый взгляд, у таких детей имеется лишь фонетическое неблагополучие. На самом деле, у большинства из них отмечается неблагополучие общего развития.

Из вышесказанного следует вывод: речь следует формировать не изолированно, а лишь в комплексе с общим развитием, прежде всего с развитием интеллекта.

При любом нарушении логопедическая работа не ограничивается только коррекцией недостатка, который бросается в глаза, а предусматривается работа, направленная на обогащение словаря, грамматического строя, развёрнутой фразовой речи. Групповые и индивидуальные занятия строятся на наглядном, игровом материале, последовательно формирующим лексико-грамматический строй речи. Формирование связной речи и коррекция звукопроизношения является сложным, длительном процессом, требующим большого количества целенаправленных упражнений.

Чтобы коррекционный процесс обучения протекал в хорошей эмоциональной обстановке, чтобы детям на занятии было занимательно и в то же время познавательно, логопед должен умело подобрать для каждого случая речевой материал, на котором строятся занятия с детьми.

Эмоциональный речевой материал и игровые приёмы, основанные на коррекционно-развивающих играх (КРИ), отвечая потребностям детей в игровой деятельности создают благоприятную обстановку для преодоления речевых нарушений. Поэтому тему по самообразованию я выбрала “Коррекционно - развивающие игры в логопедической работе с детьми”, не случайно, т.к. игра на логопедических занятиях занимает ведущую, доминирующую роль, стимулируя интерес учеников к занятиям, повышает заинтересованность ребёнка в исправлении собственного речевого недостатка.

Испытывая потребность в интересном речевом материале, я стала подбирать и разрабатывать различные варианты КРИ, направленных на коррекцию различных речевых недостатков, помогающих мне в работе и поддерживающих благоприятную эмоциональную атмосферу на логопедических занятиях.

Опыт работы с использованием КРИ, примеры которых я хочу привести ниже, позволяет сделать следующие выводы. КРИ дают возможность:

  1. Обеспечить психологический комфорт и развитие эмоционально-волевой сферы детей во время занятий;
  2. Повысить речевую мотивацию;
  3. Компенсировать недостаточность фонематического слуха;
  4. Повысить скорость запоминания и улучшить речевое продуцирование;
  5. Активизировать и восстанавливать высшие психические функции;
  6. Автоматизировать необходимые звуки в результате запоминания большого количества речевого материала.

Таким образом, КРИ являются одним из наиболее эффективных видов психо-речевой гимнастики

Чтобы КРИ на занятиях проходили с наибольшей эффективностью, следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • игра должна проводится в неторопливом темпе, чтобы ребёнок имел возможность понять задание, осознанно исправить возможную ошибку;
  • игра может быть частью логопедического занятия;
  • игра должна быть живой, интересной, заманчивой, элемент соревнования, награды за успешное выступление, красочное и забавное оформление;
  • в игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей, при этом можно использовать двигательную активность;
  • в игре следует развивать у детей навыки контроля за своей и чужой речью, стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание, поощрять детскую инициативу;
  • в ходе игры логопед принимает непосредственное участие, вносит коррективы и поправки в речь детей, отмечая наиболее успешных;
  • в ходе игры должны учитываться психологические особенности детей, что содействует воспитанию у них положительного отношения к логопедическим занятиям.

Приведу примеры КРИ, используемых на логопедических занятиях:

  1. КРИ на автоматизацию звуков, осложнённые лексико-грамматическими и психологическими заданиями. КРИ имеют сугубо вербальный характер, при этом их речевой материал максимально насыщен автоматизируемыми звуками. В этих играх отражён один из важнейших принципов в логопедической работе – имитационный: ребёнок сначала слышит (и видит модель) и повторяет речевые стереотипы, потом повторяет их “к месту”, т.е. в свободной речи.
  2. Игры “Что без чего не бывает?” на автоматизацию звука С;

    “Измени словечко” на автоматизацию звука Ш;

    “Что с чем?” на автоматизацию звука С;

    Автоматизация звука С в КРИ “Что сделал Саня?”;

    Автоматизация звука Ж в рифмованной миниатюре “Жужжалка”;

    Автоматизация звука Р в рифмованной миниатюре “Вот со звуком

    Р игра…”;

    Автоматизация звука Ш в рифмованной миниатюре “Маша шла”.

  3. “Дойди до флажка” – игры на автоматизацию звуков, направленных на развитие лексической и звуковой стороны речи, обогащение и классификацию словаря, навыки звукового анализа. Игры делают сами дети с родителями.
  4. При работе над лексической стороной речи, направленных на обогащение словаря используются различные игры на классификацию предметов: “4-й лишний”, различные лото (“Собираем урожай”, “Инструменты”, “Транспорт”, “Одежда” и др.) При помощи этих игр формируется предметная соотнесённость слова, обобщающая функция слова (т.е. соотнесённость к группе подобных предметов).
  5. В игре “Паронимы” отражается семантика слов, развивается звуковой

    анализ, наблюдательность, познавательная активность. Сравниваются слова как по звуковому сходству, так и по смыслу.

    Игры на упорядочение, группировку слов, вовлечённых в какую-нибудь ситуацию (в кухне, спальне, магазине и др.) – например КРИ “Лиса и лисёнок” (так же при этом автоматизируется звук С). В этих играх активизируются и развиваются произносительные навыки.

  6. Для развития двигательных навыков артикуляционного аппарата и мимики мы на занятиях используем различные игры - сказки о весёлом Язычке (артикуляционная гимнастика в картинках, мимический колобок).
  7. Игры на развитие речевого дыхания тренируют сильный речевой выдох, нижнее диафрагмальное дыхание – используются на занятиях по развитию звуковой стороны речи, при коррекции логоневроза.
  8. Развитие мелкой моторики – используются различные шнуровки, мозаики, плетения и др.
  9. При постановке звуков используются игры, основанные на звукоподражании и подкреплённые зрительной опорой – например: на что похож звук “Ш” – спускается колесо, шипит змея, шуршит мышь, шумит лес, жарится яичница; звук “Ж” - жужжит жук, пчела; звук “З” – звенит комар, пилит пила; звук “Л” - летит высоко в небе самолёт, волк воет на луну; звук “Г” - гогочет гусь и т. д.
  10. Использование игровых моментов и наглядности при автоматизации слогов: “Слоговые дорожки” – жук, самолёт и парашютист, ёжик, буква ходит в гости – эти упражнения помогают детям усваивать начальные навыки чтения, а также упражнять в звуковом анализе и синтезе слогов.
  11. Для формирования связной речи и закрепления отрабатываемых звуков на наших занятиях используются различные игры-инсценировки. В играх – диалогах действуют и разговаривают зверушки, маски которых раздаются детям. Игры требуют быстрого включения в ситуацию и речь. Маски вводят ребёнка в образ, требуют от него подражания голосам и повадкам животных, учат передавать словом и интонацией различные оттенки чувств: радость, удивление, страх, обиду и т.д.. Диалоги мы проводим и в виде различных игр, в ходе которых лексический материал повторяется, закрепляется, и активизируется в свободной речи. Попутно уточняется и расширяется значение слова, даётся представление о его переносном значении.
  12. Составление рассказа по предметным и сюжетным картинкам является важным этапом формирования связной речи (“Альма”, “Водолаз и акула”, “Как медведь сам себя напугал” и др.). Серия картинок является планом или схемой пересказа. По ним легче устанавливать последовательность действий. Составление рассказа по сюжетной картинке – учимся сначала рассматривать картинку, отмечать детали, то есть тренируем внимание и память. Картинка может использоваться для закрепления знаний по определённой теме (например, “животные”, грамматические темы). При обучении детей описательному рассказу подбирается наглядный материал, отражающий жизненные наблюдения и впечатления детей. На занятиях ставится задача закреплять знания детей в поделках, рисунках, которые затем ими обыгрываются и обговариваются. Постановка познавательной цели повышает обучающую ценность речевых упражнений и игр, так как связывает два вида деятельности – практическую и речевую, закрепляя в рассказе результаты предметной деятельности детей.
  13. Кроссворды, головоломки, используемые на занятиях активизируют умственную деятельность, внимание, переключаемость, стимулируют работоспособность.
  14. Игровые моменты в начале занятия способствуют сосредоточению и собранности детей, например, встречи со знакомыми сказочными героями (Мальвина и Буратино, Разбойник, Красная шапочка, Карлсон и др.) ставят перед детьми определённые цели и задачи, которые должны разрешить дети во время логопедического занятия.
  15. Для развития навыков звукового анализа и синтеза слов используются игры “Подбери имя”, “Буратино дарит зверям подарки” (каждому зверю подарок на ту же букву, что и сам зверёк). “Звуковые линейки” на определения порядка букв в слове, определения места звука в слове.
  16. Весь речевой материал систематизирую в папки по группам звуков, напечатанный мной на компьютере. Собираются папки: “Свистящие”, “Шипящие”, “Соноры”, “Логопедическая копилка”, “Логопедические сказки-помощницы”, которые помогают быстро найти нужный и интересный речевой материал в виде стихов, потешек, чистоговорок, пересказов, речевых игр, сказок, которые могут быть использованы как на занятии так и для закрепления дома. Песенки, потешки, считалки, загадки краткие по форме, музыкально-ритмические вызывают в детях эмоциональный отклик, рождают ритмическую эмоцию, заинтересованность и активизацию на речевых занятиях. При использовании этого материала я обращаю внимание на значение слов, на значение в речи ударений, пауз, темпа и ритма речи, особенностей голоса, правильного использования звуков речи, мимики и жестикуляции, движений и речевого поведения и т.д.

Успешная логопедическая коррекция с использованием КРИ способствует формированию у детей грамматически правильной связной речи.

логопедической

Известный врач и педагог Е.А. Аркин обращал внимание на большое значение игр для их

успешного воспитания. Игра как форма деятельности ребенка способствует гармоничному

развитию у него психических процессов, личностных черт, интеллекта. Советский психолог Д.Б.

Эльконин совершенно определенно делает вывод, что игра влияет на формирование всех

основных психических процессов от самых элементарных до самых сложных.

Наличие речевого дефекта приводит к изменению и в психической сфере. Особенности

поведения таких детей отличаются и в их играх. Нередко они теряют возможность совместной

деятельности со сверстниками из-за неумения выразить свою мысль. Чаще всего такие дети

выступают зрителями или берут на себя подчиненные роли.

Проводится медико-педагогическая комиссия таких детей, где определяются рамки и

направленность коррекционной работы с детьми дошкольного возраста. Коррекционная работа

предполагает определенную последовательность: подготовительные упражнения, постановка

звука, автоматизация и дифференциация нового звука изолированно, в словах, в предложениях и

самостоятельной речи.

Подготовительные игры предполагают подготовку органов речи и слуха к восприятию

правильного звука и к правильному артикуляционному укладу, необходимому для его

всестороннего восприятия. На первом месте стоят игры по развитию слуха.

Развитие

слухового

внимания

«Где позвонили?»

Цель: определение направления звука.

Оборудование: звоночек (колокольчик), повязка.

Описание игры: Педагог выбирает водящего, ему завязывают глаза. Дети сидят группами в разных

местах комнаты, в каждой группе какой-нибудь звучащий предмет. Водящий угадывает, где

позвонили, и показывает направление звука рукой.

«Скажи, что ты слышишь?»

Описание игры: Педагог предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить,

какие звуки они услышали (щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа, разговор

прохожих и т.д.). Игру хорошо проводить на улице.

«Кто что услышит»

Цель: накопление словаря и развитие фразовой речи.

Оборудование: ширма, разные звучащие предметы (звонок, колокольчик, трещотка).

Описание игры: Педагог за ширмой стучит молоточком, звонит в звонок, а дети отгадывают, каким

предметом произведен звук.

«Жмурки с колокольчиком»

Цель: ориентация в пространстве.

Оборудование: колокольчик, повязка.

Описание игры: Несколько детей с завязанными глазами стоят в кругу. Одному из детей дают в

руки колокольчик, он должен бегать по кругу и звонить. Дети с завязанными глазами должны его

Развитие

Описание игры: Играющие сидят. Один из них становится в центре круга и закрывает глаза.

Педагог, не называя имени, указывает рукой на кого-нибудь из играющих. Тот произносит имя

стоящего в центре. Последний угадывает, кто его назвал.

«Лото»

Цель: учить правильно соотносить слова с изображением предмета.

Описание игры: Детям раздают большие карты, а маленькие карточки педагог берет и называет

каждую из них. Ребенок, у которого находится называемый предмет, поднимает руку и говорит «У

меня …» - и называет предмет.

«Запомни слова»

Цель: накопление словаря, развитие памяти.

Описание игры: Ведущий называет 5-6 слов, играющие должны повторить их в том же порядке.

Пропуск слова или перестановка считаются проигрышем; в зависимости от речевых возможностей

детей слова подбираются в разной сложности.

Развитие

фонематического

«Где звук?»

Цель: нахождение места звука в слове.

Оборудование: полоска из цветного картона, разделенная на 3 части, кружки синего и красного

Описание игры: Педагог называет слово. Дети определяют место заданного звука в слове (начало,

середина, конец). Если звук слышится в начале слова, то кружок становится на первую часть

полоски, если звук слышится в середине слова, то кружок становится на вторую часть полоски,

если звук слышится в конце слова, то кружок становится на третью часть полоски.

«Кто внимательнее»

Оборудование: картинки на определённый звук.

Описание игры: Дети сидят за столом, перед ними картинки, которые начинаются, например, со

звука «с»: слон, стакан, собака; со звука «а»: аист, арбуз. Педагог называет определенный звук,

дети отыскивают картинку с этим звуком.

«Кто больше слов придумает»

Цель: активизация словаря, автоматизация разных звуков.

Описание игры: Педагог называет любой звук и просит детей придумать слова, в которых

встречается этот звук.

«Угадай слово»

Цель: составление слов с определенным количеством звуков.

Описание игры: Педагог раздает детям картинки, количество клеточек обозначает количество

звуков в слове.

Развитие

речевого

«Придумай фразу»

Цель: развитие фразовой речи.

Оборудование: сюжетные картинки.

Описание игры: Ппоказывается одно сюжетная картинка. Сначала придумывают предложения из

3-2 слов, затем дети дополняют предложения новым словом.

Например: Таня играет.

Таня играет дома.

«Соседи»

Цель: правильное построение фраз. Совершенствование ориентации в пространстве.

Описание игры: Дети называют своего соседа справа, слева. По сигналу воспитателя дети

разбегаются по комнате. По новому сигналу дети становятся именно с тем соседом, которого они

«Определи место игрушки»

Цель: развитие речевого дыхания, закрепления умений строить развернутую фразу.

Оборудование: игрушки (мяч, мишка, кукла, пирамидка, машина)

Описание игры: Педагог раскладывает на столе в один ряд игрушки. Вызывая ребенка, он

спрашивает у него: «Между какими игрушками стоит пирамидка?»; ребенок дает полный ответ:

«Пирамидка стоит между мишкой и куклой». После 2-3 ответов воспитатель меняет местами

Плюс ко всему в работе могут быть использованы потешки, скороговорки, считалки. Они служат

для автоматизации и дифференциации определенных звуков в речи детей.

пальчиками

развиваем

Такие занятия способствуют развитию мелкой моторики рук и высших корковых функций (память,

мышление, внимание, оптико-пространственное восприятие, воображение, наблюдательность).

Все эти функции тесно связаны с развитием речи, способствуют её развитию. Ученые, которые

изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение

функции руки. Формирование речевых областей совершается под влиянием кинетических

импульсов от рук, а точнее от пальцев. В раннем возрасте это застегивание пуговиц, завязывание и

развязывание узелков, шнуровка. Это народные игры-потешки.

Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой

моторики рук, подготавливает к рисованию и письму.

Выполнение

Вначале знакомятся с геометрическими фигурами, на основе которых построены все остальные.

Фигурки сопровождаются стишками для того, чтобы у ребенка возникал не только зрительный

образ предмета, но и слуховой. Например, квадрат – четыре палочки сложи и вот квадратик

получи. Складывать можно различные фигурки: флаг, лодка, машина, кровать, лопата, мельница,

окно и другие фигуры.

Копаева Наталья Ивановна

Воспитатель логопедической группы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 62

Ткаченко Л.М. учитель-логопед МДОУ «Ясли-сад № 294 г. Донецка»

Игра как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей с общим недоразвития речи.

Прежде всего в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, мышления и развития речи.

Игры оказывают влияние на физическое развитие детей. В играх удовлетворяются потребности детей в движениях, которые становятся более точными и координированными. Это важно и для развития артикуляционной моторики. Поэтому использовать элементы игры в артикуляционной гимнастике особенно актуально («Сказка о веселом язычке»).

В процессе игры развиваются нравственные качества ребенка: смелость, решительность, честность, доброжелательность. В силу того что, большинство игр носит коллективных характер, они способствуют формированию у детей навыков общения, стимулируют потребность ребенка говорить правильно и красиво, чтобы его другие понимали, хотели с ним играть.

Формирование игровой деятельности в дошкольном возрасте предполагает ее организацию учителем-логопедом и воспитателем. Причем чем меньше дети, тем больше в их играх должно быть непосредственного участия со стороны взрослых.

Что касается детей с общим недоразвитием речи, то наряду с общим влиянием игры на весь ход их психического развития она оказывает специфическое воздействие на становление речи. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий, что способствует закреплению навыков пользования речи и ее совершенствованию, обогащению словаря, грамматического строя и т.д.

Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры, содержанием которых является инсценировка какого либо сюжета, – так называемые игры-драматизации. Хороводные игры и игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями (логоритмикой). Подобные игры формируют также произвольное запоминание текстов и движений.

Сюжетно-ролевая игра

Одной из первых форм детской игровой деятельности является сюжетно-ролевая игра. Дети с ОНР в силу своих особенностей требуют значительно большого участия взрослых в их игровой деятельности, чем нормально говорящие сверстники. Они неустойчивы, поэтому не могут играть коллективно. Интерес к игре у них неустойчив.

Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам птиц, голосам зверей и т. д.

В процессе игры воспитатель и учитель- логопед много разговаривают с детьми,в результате чего у неговорящего ребенка возникает потребность в речевом общении. Ему хочется попросить взрослого о чем-либо, сообщить ему что-то. Педагог всячески побуждает детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.

В сюжетно-ролевый играх дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой форме воспроизводят их деятельность и отношения между ними. При этом они комментируют свои действия. Действующие лица в игре появляются путем ролевого перевоплощения в тот или иной образ самого ребенка, игрушки или окружающих детей и взрослых. Первоначально игровая деятельность детей с ОНР носит индивидуальный характер, так как они не умеют согласовывать свои действия с действиями других играющих.

Обучение детей сюжетно-ролевой игре необходимо сопровождать рассказом содержании действий: «Кукла Катя хочет спать. Куда положим куклу? Катю положим на кровать.» Учитывая, что у детей с ОНР резко снижено понимание обращенной речи, необходимо следить за тем на сколько ребенок понимает взрослого. С этой целью учитель-логопед (или воспитатель) просит его назвать или показать игрушки, о которых идет речь в игре.

Играя с игрушкой и одновременно слушая учителя-логопеда, ребенок быстро и хорошо запоминает ее название, подражая взрослому. Показывая, как надо играть, следует все действия обозначать словом. Взрослому следует давать ребенку образец диалога с игрушкой. Если игра проводится впервые, то необходимо «проиграть» весь речевой сюжет на глазах детей.

Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно-ролевой игре является подбор разнообразных игрушек. Однако наряду с сюжетными игрушками, изображающими в уменьшенном виде реальные предметы, дети используют в игре предметы, которые в игре предметы, которые замещают реальные (палочки, кубики, шарики). При ОНР ребенок с трудом овладевает навыками применения предметов-заменителей. По этому взрослому следует показать, что можно использовать карандаш вместо градусника, а кубик вместо мыла. Обращение в игре к заменителям ставит детей необходимостью переименовывать предмет, а затем сообщать об этом другим играющим. Таким образом в игре появляется сильный стимулятор развития речи самостоятельно.

Целесообразно организовывать с детьми такие игры в которых участвуют все дети: «День рождения куклы», где все танцуют и поют; «Поезд», где все дети- пассажиры. В игре «Магазин игрушек» дети, «купив» игрушку, затем играют с ней; при чем, получит игрушку тот, кто правильно попросит у «продавца».

Развитые сюжетно ролевые игры учителю-логопеду следует использовать для актуализации имеющихся у ребенка речевых средств.

Наряду с сюжетно-ролевыми играми в дошкольном возрасте активно используются игры с правилами. К ним относятся дидактические, подвижные, игры-драматизации, игры на развития артикуляционной и мелкой моторики, развития силы выдоха и правильного речевого дыхания, игры на развития фонематического слуха.

Дидактические игры

Особое место в коррекционном процессе в группах для детей с ОНР занимают дидактические игры. Они расширяют кругозор детей, учат выделять свойства предметов, находить в них свойства и различия и т.д. Любая дидактическая игра развивает внимание в том числе к речи, наблюдательность, память, сообразительность.

В начале первого года обучения целесообразно проводить дидактические игры на различие (а затем и называние) цвета, формы и величины предметов, на формирование числовых представлений, на различение неречевых звуков. В ходе дидактических игр логопед развивает речевую активность детей, поощряет правильные ответы, воспитывает выдержку.

Дидактические игры проводятся учителем – логопедом со всей группой, с подгруппой и индивидуально. Такие игры как «Узнай, кто говорит», «Угадай, что я делаю», «Скажи, что звучит», «Как звучит колокольчик» направлены на развитие фонематического слуха, уточнения знаний детей о цвете и форме, тренировку в звукоподражаниях. Для детей с ОНР большое значение имеют игры на развитие мелкой моторики рук. Это всевозможные шнуровки, нанизывание бус, игры с мозаикой, игры с пальчиками (пальчиковые гимнастики).

Полезно обучать детей играть в лото, домино и разрезные картинки. Такие игры особенно актуально использовать для коррекции звукопроизношения. На этапе автоматизации определенного звука. А также для закрепления лексической темы. Дети с удовольствием включаются в игру, выполняют все задания учителя-логопеда. Таким образом, лучше достигаются коррекционные цели, а результат логопедической работы более оптимистичен.

Подвижные игры

В системе коррекционно-воспитательной работы в условиях МДОУ подвижным играм отводится большое место. В подвижных играх у детей развиваются и совершенствуются координация движения. Что благотворно влияет на развитие речи детей с ОНР.

В ходе подвижных игр дети учатся быстро и правильно ориентироваться в пространстве, закрепляют понятия вверх, вниз, далеко, близко.

При ОНР с детьми полезно проводить подвижные игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями (логоритмикой ). Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением специального речевого материала. Использование на занятиях музыкального сопровождения способствует формированию у детей устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности, поддерживает положительное эмоциональное отношение у малышей к логоритмическим упражнениям, а значит, помогают достигнуть лучшей результативности в обучении, воспитании и коррекции. На логоритмических занятиях реализуются следующие задачи:

    уточнение артикуляции;

    развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

    расширение лексического запаса;

    развитие слухового внимания и зрительной памяти;

    совершенствования общей и мелкой моторики;

    выработка четких координированых движений во взаимосвязи с речью;

    развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятия желательно, чтобы дети стояли вместе с педагогом в кругу или сидели полукругом. Такое расположение дает возможность ребятам хорошо видеть педагога, двигаться и проговаривать речевой материл синхронно с ним.

Игры - драматизации

Детям присуща способность перевоплощаться. Это используется в логопедической работе для коррекции речи. В играх-драматизациях шлифуется навык правильной выразительной речи.

В условиях логопедической группы инсценировки можно осуществлять по следующему плану: подготовка, подбор оборудования, распределение ролей, ход игры-драматизации.

Подготовительная работа необходима для того, чтобы ознакомить детей с содержанием выбранного для инсценировки материала. Учитель-логопед коротко пересказывает или прочитывает текст в лицах. Дети вслед за педагогом повторяют только слова действующих лиц. Затем в процессе беседы выявляется, какие свойства характера присущи каждому персонажу, каковы должны быть его манера речи, мимика, жесты, походка.

Для инсценировок необходимо подобрать и изготовить определенное оборудование. Это могут быть маски персонажей. С помощью взрослых дети сами делают различные детали костюмов; рисуют, раскрашивают, вырезают из картона или плотной бумаги нехитрые декорации.

Распределяя роли учитель-логопед может учитывать какая речевая нагрузка возможна для детей в определенный период коррекционной работы. Поскольку игра-драматизация используется для воспитания правильной речи, по ходу инсценировки учитель-логопед постоянно организовывает общение детей. Во время репетиций уместно напоминать детям, что они артисты, поэтому говорить должны четко красиво, правильно выговаривать все звуки и слова.

Литература

    Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991.

    Под редакцией Селеверстова В. И. Игры в логопедической работе с детьми. – К., 1985.

    3.Выгодская И.Г. Устранение заикания у дошкольников в игре. – М., 1984.

    Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в датском саду. – М., 2003.

Игра в логопедической работе

«Дитятко – что тесто: как замесил, так и выросло.»(Народная мудрость)

В настоящее время в литературе по психологии и педагогике накоплен значительный материал, указывающий на то, что игра является потребностью растущего организма. Игра способствует гармоничному развитию у него психических процессов, моторики, интеллекта. Никогда игра не предъявляет ребёнку требований, которые он не мог бы выполнить, и вместе с тем она требует от него некоторого напряжения сил. Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер. Она осуществляется посредством комплексных действий, в которые включается речь.

Целенаправленное руководство игрой позволяет использовать её и в логопедической работе.

« Работа логопеда нуждается в использовании игровых приёмов, игр в ещё большей степени, нежели в обычных воспитательных мероприятиях,» - подчёркивает В.И.Селивёрстов в книге «Игры в логопедической работе с детьми» (М.: «Просвещение», 1974, 1988гг.) Необходимость проведения серьёзных коррекционных замыслов учителя-логопеда в его работе через игру очевиден, т.к. у детей-логопатов встречаются отличия от сверстников со стороны физического развития: нарушение общей и мелкой моторики, дискоординация движений.

В отечественной логопедии нарушение речи никогда не рассматривалось вне связи с умственным развитием ребёнка, поэтому взаимосвязь речевой деятельности детей со всеми сторонами их психического развития должна быть в центре внимания логопеда.

Основная задача логопедической работы с детьми - научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

Слово - основная единица языка и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса. Основной задачей словарной работы является уточнение имеющегося словаря и его обогащение. Дети должны не просто запомнить новые слова, но и свободно ими пользоваться. На основе своего значения и грамматических признаков слова в языке группируются в лексико - грамматические категории - части речи: глагол, имя существительное, имя прилагательное, числительное, наречие, одни из которых передают лексические значения, а другие - лишь грамматические и употребляются для связи слов в предложении. Помимо собственного лексического значения, слова имеют эмоционально - экспрессивную окраску. Вся эта работа должна проводиться с опорой на взаимосвязь смысловой и структурной сторон речи, на основе сознательной деятельности детей, поэтому здесь следует использовать очень эффективные по своему воздействию речевые игры.

Логопедическое обследование детей показывает, что наряду с различными отклонениями в фонетике, лексике и грамматике у большинства из них нарушены в той или иной степени память, внимание, словесно - логическое мышление, конструктивная и моторная деятельности.

Исходя из этого речевые игры , используемые как для формирования правильной речи, так и для коррекции различных её нарушений, решают следующие задачи:

1.Развивают слуховое внимание и восприятие, речевой слух, фонетический слух, артикуляторную моторику, дыхание и голос, пальцевую моторику

2.Формируют правильное звукопроизношение.

3.Помогают практически усвоить лексические и грамматические средства языка, формируют связную речь.

4.Помогают подготовке к грамоте, овладению элементами грамоты.

5.Развивают внимание, память, словесно - логическое мышление, моторную деятельность.

Игра - очень эффективное средство в логопедической работе. При организации речевых игр мы должны руководствоваться определёнными требованиями:

      Игры не должны быть длительными по времени(10-15 мин.)

      Они должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребёнок имел возможность понять задание, осознанно исправить возможную ошибку

      Игра должна быть живой, заманчивой, интересной. В ней обязательны красочное оформление, элементы соревнования, награды.

      Игра может быть частью логопедического занятия.

      В игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей.

      В игре следует развивать у детей навыки контроля за своей и чужой речью и стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание.

      В игре логопед принимает непосредственное участие, по ходу игры вносит необходимые коррективы и поправки в речь детей.

Подбирая игры для логопедической работы, мы должны помнить не только о требованиях к их проведению, но и строго соблюдать принцип отбора:

    от простого к сложному (сначала в игре развиваем слуховое внимание и лишь после этого переходим к развитию фонематического слуха);

    принцип последовательности;

    принцип систематизации.

В понятие «звуковая культура речи» входит не только правильное звукопроизношение, но и отчётливое произнесение звуков, слов, фраз, хороший темп речи, громкость, речевой слух.

Игры для развития речевого слуха: « Угадай, чей голос», «Лягушки», « Хлопки».

Игра «Запомни слово».

Цель. Развитие речевого слуха, накопление словаря, развитие памяти.

Описание игры. Логопед называет 5-6 слов, играющие должны их повторить в том же порядке. Пропуск или перестановка- проигрыш, нужно платить фант. Победитель тот, кто потерял меньше фантов.

Игра для развития фонематического слуха: « Красный- синий».

Цель. Нахождение гласных, согласных звуков в звуковых рядах, воспринятых на слух. Оборудование: по 2 кружка каждому учащемуся.

Описание игры. Определить гласный (красный кружок), согласный звуки (синий кружок). Дети соответственно поднимают кружки: - Много звуков есть на свете... Шелест листьев, шум дождя. Отгадайте же вы, дети, Какой звук скажу вам я? -[ А], [О ], [ У], [П ], [Б ] , [Р ] , [ Ю] и т.д.

Игры для активизации артикуляторной моторики:

«Весёлые клоуны», « Заборчик», «Блинчик» и т. д. Игра « Блинчик»

Цель: учиться удерживать широкий язык в спокойном

состоянии до 10 секунд.

Оборудование: на фото изображено лицо с

соответствующим артикуляционным положением губ, языка.

Под картинкой лица значительно меньших размеров -

изображение сковороды с блином.

Описание игры. Логопед:

Язык как блинчик положи, Под счёт его держи: Раз, два, три, четыре, пять, Язычок теперь убрать.

Игра «Почистим зубки» Цель: активизация мышц языка

Оборудование: зеркало, изображение лица с необходимым артикуляционным укладом.

Описание игры. Языком проводить по внутренней стороне зубов, затем по внешней:

Чистим зубки по утрам, По утрам и вечерам. Чтобы зубки не болели, Всё кусали и всё ели!

Цель : развитие длительного плавного вдоха. Активизация и дифференциация звуков С -Ш.

Описание игры. Дети стоят тесным кругом, наклонив голову вниз, имитируя сдутый пузырь. Затем, повторяя за логопедом: Раздувайся, пузырь, Раздувайся большой, Оставайся такой, Да не лопайся дети поднимают головы и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу: «Пузырь лопнул» дети идут к центру круга, произнося: сссссс, подражая выходящему воздуху. Затем шар снова надувается: дети произносят: шшшшшш, подражая раздувающемуся шару.

Игры на развитие мелкой моторики пальцев рук. Данные игры положительно сказываются на развитие речи детей. Проговаривание стихов одновременно с движениями рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Если проводить пальчиковую гимнастику стоя, в середине занятий, такая гимнастика является и физкультминуткой и служит сразу двум важным целям.

Игра «Дружба».

Цель : соединить одновременно пальцы обеих рук, развивать ритмическое касание одноимённых пальцев рук. Описание игры. Ритмично касаться пальцев рук, начиная с мизинцев. Упражнение сопровождается чтением стихов:


Дружат в нашем классе девочки и мальчики (пальцы рук соединяются в замок)

Мы с тобой подружимся, маленькие пальчики (ритмичные касания одноимённых пальцев) Раз, два, три, четыре, пять, Начинай считать опять (ритмичное касание) Раз, два, три, четыре, пять,(поочерёдное касание) Мы закончили считать.

Игры для развития правильного звукопроизношения. Здесь речевые игры используются с целью вызывания правильного звука, его закрепления, т.е. автоматизации в открытых, закрытых слогах, в слогах со стечением согласных, в словах,во фразовой речи. Игры: «Аэродром», «Поезд», «Чудесный мешочек», «Солнышко и дождик» и др.

Игра «Аэродром»

Цель : автоматизация изолированного звука Р или Л, а так же автоматизация в слогах: ла, ра, ло, ро, лы, ры, лу, ру и т.д, автоматизация звука Р со стечением согласных ДРРРРА, ДРРРО, ДРРРРЫ, ДРРРУ, ТРРРРА, ТРРРРО, ТРРРРЫ И Т.Д. Оборудование: рисунок неба с облаками, земли, игрушка самолёт.

Описание игры. Самолёт заводится на стоянке (в зависимости от цели РРРРР или ЛЛЛЛЛ), взлетает: РРРР, летит, поломка: ДРРР, ТРРР, посадка.

Необходимо строить занятия так, чтобы они способствовали расширению у детей словаря, формированию грамматического строя речи, развитию функции языкового анализа и синтеза, совершенствованию психофизических функций, творческой инициативе детей.

Игра «Сколько слов?»

Цель : дать детям понятие «слово».

Оборудование: книга, кукла, карандаш, мяч.

Описание игры. Педагог объясняет, что все предметы имеют своё название. Называет разные предметы: книгу, куклу, карандаш. Затем берёт предметы и просит, чтобы дети сами их назвали. После этого говорит: «Вы правильно назвали все предметы. И сказали много разных слов, повторите эти слова. А теперь внимательно послушайте и посчитайте, сколько я произношу слов: дом, цветок. Какое первое слово, какое второе? А сейчас сами придумайте по одному слову. (По два слова, по три.) Для закрепления понятия «слово» потребуется несколько занятий и много речевых игр.

Например, игра «Кто это? Что это?» Детям даётся понятие о словах, обозначающих живой или неживой предмет. Игра «Ателье» поможет разобраться в классификации одежды по сезонному признаку, активизировать в речи детей прилагательные. Игры «Вспомни и назови», «Четвёртый лишний» помогут закрепить обобщающие понятия, группировку предметов по их признакам или назначению, т.е. ознакомят детей с использованием в речи существительных.

Игры «Кто как передвигается», «Скажи наоборот», «Угадай, про кого скажу» и другие учат детей слышать слова, обозначающие действия, удерживать в памяти ряд действий, соотносить действие со словом, расширяют глагольный словарь.

Чтобы обучать детей правильному согласованию прилагательных с существительными и местоимениями в роде, числе, падеже, следует предложить детям игры, которые научат их выделять ведущие признаки предмета (цвет, размер, материал, форму).

Коррекционное обучение включает в себя работу над словом, словосочетанием и предложением. Научить детей самостоятельно составлять предложения на определённую тему с помощью опоры на игру, наглядность, действие, логопед переходит к формированию связной речи. Здесь нам на помощь приходят игры - диалоги, которые требуют быстрого включения в ситуацию. Составление рассказа по серии сюжетных картинок является одним из первых и наиболее важных разделов при работе по формированию связной речи. Серии картинок являются планом или схемой пересказа. По ним легко усваивается последовательность действий. Здесь важен ответ на вопрос: «Что делают?» Далее можно подготовить развёрнутый ответ целым предложением и затем подвести детей к полному рассказу. Все эти виды помогают подойти к связному рассказу по сюжетной картинке.

При обучении детей составлению описательного рассказа перед логопедом встаёт несколько задач. Прежде всего, надо подобрать наглядный материал, который отражает жизненные наблюдения и впечатления детей. Рассказ должен быть небольшим, построен логично и последовательно. При формировании связной речи детям помогут игры: «Поможем Незнайке описать предмет»(составить рассказ, правильно расставить картинки) «Поможем Буратино описать время года», «Кто больше знает» и др.

Прекрасным средством для развития интонации и выразительности речи являются чистоговорки, стихи, считалки. Краткие по форме, ритмичные, напевные они вызывают в детях эмоциональный отклик, заинтересованность.

Учитель - логопед Воротынцева Н.А.

Татьяна Мартин
Использование логопедических игр как средства повышения мотивации детей в системе логокоррекционной работы

Использование логопедических игр как средства повышения мотивации детей в системе логокоррекционной работы .

Речь – самый простой и самый сложный способ самоутверждения. Пользоваться ею - серьёзная наука и немалое искусство. Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста - важное условие успешного обучения в школе. Поэтому в настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и речевого развития у детей старшего дошкольного возраста.

Необходимость её решения определяется, во-первых, тем, что речевые нарушения часто встречаются в дошкольном возрасте. Во-вторых, своевременное проведение коррекционной работы позволит устранить причины потенциальной неуспеваемости детей в школе и снизить риск их дезадаптации в новых социальных условиях.

В связи с этим, возникают противоречия в том, что ежедневная коррекционная работа , требующая усидчивости и подчинения требованиям взрослого зачастую не вызывает интерес у ребенка ввиду его индивидуальных и возрастных особенностей.

Для повышения мотивации ребенка в логопедии необходимы различные логокоррекционные игры . Как сказал К. Д. Ушинский : «Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает», «Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным – вот задача первоначального обучения».

Именно через игру естественно, тонко и ненавязчиво мы можем устранять речевые недостатки. Игра дает возможность многократно повторять трудные логопедические упражнения , в ней формируется, воспитывается, развивается речевая деятельность. Использование игры в коррекционной работе - это средство умственного , нравственного, эстетического, физического воспитания.

Выбрав тему самообразования «Использование логопедических игр как средства повышения мотивации детей в системе логокоррекционной работы », поставила следующие цели и задачи :

Цель : разработка и использование логопедических игр и игровых приёмов в работе с детьми , имеющих нарушения речи.

Задачи :

1. Изготовить и систематизировать игровой , дидактический материал.

2. Создать доступную для детей предметно-пространственную среду в логопедическом кабинете .

3. Усилить положительную мотивацию к логопедическим занятиям и личную заинтересованность ребенка в происходящем.

4. Способствовать исправлению недостатков звукопроизношения.

5. Развивать фонематический слух, совершенствовать грамматический строй речи, обогащать словарный запас, развивать связную речь с помощью игр и игровых приёмов.

6. Активизировать психические процессы .

7. Развивать позитивное отношение к процессу обучения и повышать эмоциональный комфорт на занятиях.

8. Привлекать родителей к совместному воспитательно-образовательному процессу : к участию в игровых занятиях, родительских собраниях и других мероприятиях.

9. Вызвать желание у родителей к изготовлению игрового материала.

10. Повышать интерес у родителей , занимающихся с детьми с нарушениями речи, использовать в домашних условиях игровые приёмы и игровой материал, сделанный своими руками.

Передо мной возникла проблема – поиск эффективных средств в устранении нарушений речи у детей . Основываясь на традиционных научно-теоретических знаниях, полученных в процессе работы с методической литературой, стала искать эффективные игровые и инновационные формы работы с детьми .

Постепенно в своём кабинете создала предметно-пространственную среду , способствующую реализации поставленных задач.

Создала благоприятные условия :

Для речевого общения детей ;

Для активизации и развития их речи;

Для сотрудничества, как способа взаимодействия с детьми и родителями.

Приобретённый и изготовленный разнообразный игровой материал позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности. Систематически оформляю информативный блок для педагогов и родителей.

Планируя и составляя конспекты занятий, отвела особое место игровым приёмам. Продумала для каждого этапа коррекционного занятия соответствующие игровые приёмы, в зависимости от поставленных задач занятия. Заранее подбирала наглядный и дидактический материал.

На этапе подготовки артикуляционного аппарата и на этапе вызывания звука для более четкого зрительного восприятия артикуляционных укладов, наряду с показом артикуляционных профилей, показом положений языка с помощью кисти руки с язычками (сделанными родителями и детьми из носочков, я использовала куклу , названную детьми «Зубастиком» и пособие «рот» . При отработке артикуляционных укладов эффективен прием обыгрывания артикуляционных движений или поз. Я использовала небольшие стихотворения, сказки «О веселом язычке» с опорой на наглядность.

Как известно, произношение звуков тесно связано с дыханием. И поэтому я, уделяла пристальное внимание формированию речевого дыхания у детей как базы для правильного развития не только звукопроизношения, но и всей речи в целом.

Автоматизация звука - важный, но малоинтересный для ребёнка вид работы , заключающийся в многократном повторении слогов , слов, предложений, текстов. Цель этого этапа – добиться правильного звучания изолированного звука.

Я предлагала задания, направленные не только на автоматизацию звука в речи, но и на развитие мелкой моторики.

Закреплению изолированного произношения звуков, а особенно таких как [С],[ З], [Ш], [Ж], [Л], [Р], способствовали следующие игровые пособия : «Звуковые дорожки» , «Лабиринты» - на одном вдохе ребенок должен был тянуть автоматизируемый звук и одновременно ведет пальчиком по дорожке. Это может быть движение самолета, машины, змеи, снежинки, кораблика.

Использование данных игровых пособий позволяло не только отрабатывать изолированное произношение звуков, но и развивать речевое дыхание, зрительное восприятие, мелкую моторику.

При автоматизации звука в слогах соединяется закрепляемый согласный с гласными А, О, У, Ы сначала в прямые слоги (РА, РО, РУ, РЫ, затем в обратные (АР, ОР, УР, ЫР) .

В большинстве случаев это было утомительное и не интересное задание для ребенка, я старалась превратить его в увлекательную игру благодаря игровым пособиям :

«Подружи звуки» , «Слоговая ромашка » , «Слоговые дорожки » , «Слоговые листочки » , «Ступеньки» , «Чудесная лесенка» . Детям предлагалось «шагать» пальчиками по дорожкам, следам, ступенькам, стрелочкам, лужам и

одновременно проговаривать нужные слоги. Заинтересованный ребенок, в стремлении кому-то помочь или кого-то догнать старался выполнить задание правильно и быстро.

Автоматизация звука в словах требует более длительной систематической тренировки . Игровой материал был подобран так, чтобы автоматизируемый звук отрабатывался в начале, середине и конце слов. Параллельно с автоматизацией звуков в словах совершенствовала и лексико-граматический строй речи, развивала фонематическое восприятие, навыки слогового анализа и синтеза . На каждом занятии ребенку приходилось проговаривать большое количество слов, поэтому целесообразным и эффективным решением в данной ситуации, было использование следующих игровых наглядных пособий :

«Логопедическое лото » , «Волшебный цветок» , «Магазин» , «Назови слова» , «Один – много» . В описанных играх дети совершали покупки в магазине, собирали лепесточки в цветок, расселяли животных в домики, а также проговаривали слова с заданным звуком, активизируя словарь и развивая фонематический слух.

Автоматизация звука во фразах и предложениях, я проводила уже на знакомых, отработанных с ребенком словах . Желательно также, чтобы в каждом слове, входящем в предложение или стихотворение, был автоматизируемый звук.

На данном этапе использовала различные игровые пособия с усложнением речевого материала : «Логопедические лото » , «Скороговорки в картинках» , «Рррычащий рассказ» , «Найди ошибки» , «Зоопарк» , «Лабиринт» , «Загадочные картинки» , «Придумай предложение» .

В процессе игр дети овладевали умениями придумывать предложения с заданными словами, находили в них нужные звуки, работали над структурой слова, учились правильно употреблять и контролировать звуки в собственной речи.

Дифференциации звука необходима для того, чтобы научить ребенка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

Задача этого этапа – постепенно, последовательно дифференцировать смешиваемые звуки по моторным (двигательным) и акустическим (слуховым) признакам, сначала изолированных, затем в слогах, в словах, в предложениях и в самостоятельной речи. Рабочий материал отрабатывала в игровых упражнениях, играх, что поддерживало интерес и познавательную активность детей предотвращало утомление, повышало эффективность логопедической работы в целом .

На каждом этапе работы я активно использую ИКТ , мультимедийные компьютерные игры. Их использование в коррекционной работе предотвращает утомление детей , поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом .

(Компьютерные игры : «Домик язычка» , «Бусы» , «Сказка о язычке» , «Собираем мёд» , «Язычок-спортсмен» , «Язычок-солдат» )

Исправление речевых недостатков - не самое весёлое и легкое занятие для дошколят. Оно требует целенаправленной деятельности в течение продолжительного времени, концентрации внимания, напряжения мыслительных процессов, высокого самоконтроля. Я считаю, что ребенок должен играть даже тогда, когда он преодолевает эти трудности, а исправление недостатков речи - это огромный труд для маленького человека. И поэтому задача взрослых - так окружить его игрой, чтобы он и не заметил, что на самом деле занят тяжелой работой .

В игровой форме сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребёнка увлекательным занятием. Игра – это мощнейшая сфера самовыражения, самоопределения, самопроверки.

Вывод : в соответствии с намеченными задачами, результатами диагностики, а так же в ходе углублённой систематической , целенаправленной работы по использованию игровых приёмов на логопедических занятиях , достигла следующих результатов :

1. Повысилась положительная мотивация к логопедическим занятиям и личная заинтересованность ребенка в происходящем.

2. Активизировались психические процессы (внимание, зрительное и слуховое восприятие, память и мышление) .

3. Улучшился эмоциональный комфорт на логопедических занятиях .

4. Повысился интерес у родителей , имеющих детей с нарушениями речи , к совместному участию в воспитательно-образовательном процессе.

Результаты игровой организации логопедических занятий убедили меня в том, что в ходе занятий с использованием игры создаются благоприятные условия для устранения нарушений речи у детей .